Д-2 «Народоволец»

Д-2 «Народоволец»

Заложена 5 марта 1927 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 178. На церемонии закладки корабля присутствовали С.М.Киров, Р.А.Муклевич, М.В.Викторов. Спущена на воду 19 мая 1929 года и 11 октября 1931 года подводная лодка под командованием М.К.Назарова вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

Летом 1933 года лодка в группе кораблей ЭОН-1 по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу перешла на Север, и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной Военной флотилии. В сентябре 1933 года «Народоволец» получил литерно-цифровое обозначение «Д-2», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

В августе 1936 года «Д-2» под командованием капитана 2 ранга Л.М.Рейснера, в паре с «Д-1», посетила Новую Землю, и, пройдя проливом Маточкин Шар, вышла в Карское море. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. За этот поход орденами Ленина были удостоены командир дивизиона К.Н.Грибоедов, руководивший походом, и командир «Д-2» Л.М.Рейснер. Следующий поход лодка совершила к Лофонтенским островам, выдержав по пути 9-балльный шторм. За время второго плавания «Д-2» прошла 6.304 мили, из них 501 милю под водой.

В апреле-мае 1939 года лодка под командованием старшего лейтенанта А.А.Жукова обеспечивала радиосвязью самолет В.К.Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США.

29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на капитальный ремонт и модернизацию.

22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3, 2 ранга) Линденберга Романа Владимировича в составе Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Учебной Бригады Подплава на слипе завода № 189 в Ленинграде. Степень технической готовности корабля составляла 95,8%.

По окончании ремонта «Д-2» на Север уже вернуться не смогла, так как немцы вышли к Неве, и переход стал невозможен. 17 августа 1941 года «Д-2» вновь вошла в состав КБФ.

В свой первый боевой поход лодка вышла только 23 сентября 1942 года. На следующий день «Д-2» запуталась в противолодочной сети и сильно ударилась о грунт, повредив вертикальный руль. Освободиться от сети удалось только через четыре часа; еще сутки ушли на устранение повреждений. «Д-2» избежала атаки противолодочных сил противника только потому, что погода не благоприятствовала их действиям. Исправив повреждения, подводная лодка 29 сентября форсировала Финский залив и заняла указанный район у мыса Ристна (позиция № 4). Ночью 30 сентября «Д-2» получила приказ сменить район патрулирования и утром 6 октября прибыла на позицию у острова Борнхольм, по пути 3 октября в районе маяка Хегбю (северная оконечность острова Эланд) атаковав конвой. Через минуту после выпуска торпед на «Д-2» услышали взрыв, но зарубежных данных по результатам этой атаки нет. Советская сторона, со ссылкой на сообщение стокгольмского радио, претендует на потопление транспорта в 11500 тонн. Преследованию подводная лодка не подвергалась. Еще четыре атаки (7, 8, 10 и утром 14 октября) по транспортам противника «Д-2» провела неудачно.

7 октября «Д-2» после выстрела вынырнула на поверхность. Транспорт, заметив торпеду, уклонился от нее. В зарубежных источниках данных по этой атаке нет. На следующий день был безуспешно атакован шведский транспорт «Гуннар». 10 октября так же безрезультатно атакован пароход «Тимандара». Торпеда пускалась вслед уходящему судну. (По данным М. Морозова атака произведена 11 октября, зарубежных данных по ее результатам нет). Утром 14 октября в момент залпа субмарина из-за ошибки рулевого-горизонтальщика ушла на глубину.

Боевой счет был открыт вечером 14 октября, когда торпеда с «Д-2» отправила на дно немецкий транспорт «Якобус Фрицен» (4.090 брт) с грузом угля. 19 октября 1942 года к югу от Треллеборга «Д-2» вышла в атаку на конвой (два железнодорожных парома в сопровождении вспомогательного крейсера и пяти сторожевиков). Шведский паром «Конунг Густав V» сумел уклониться от торпеды, а паром «Дойчланд» (2.972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона, получил попадание в корму. При взрыве погибло 24 человека, ранено 29 человек, судно ремонтировалось до февраля 1943 года. Корабли сопровождения конвоя безуспешно сбросили на подводную лодку 16 глубинных бомб. 29 (по другим данным 30) октября при возвращении на базу «Д-2» в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена силами ПЛО противника и в течение четырех часов преследовалась сторожевым кораблем, который сбросил на лодку 48 глубинных бомб. В ночь на 7 ноября «Д-2» благополучно прибыла в Кронштадт.

В 1943 году лодка в море не выходила.

В свой следующий поход «Д-2» отправилась только 2 октября 1944 года. Практически сразу же после выхода лодку начала преследовать череда поломок, продолжавшихся все время боевого патрулирования. 6 октября 1944 года в результате неисправности вертикального руля «Д-2» вынуждена была всплыть, и в течение получаса в светлое время суток она находилась в надводном положении, устраняя неисправность. 8 октября в районе Либавы лодка неудачно атаковала транспорт. 26 октября 1944 года «Д-2» в районе маяка Паппензее атаковала конвой. По словам командира, он наблюдал гибель атакованного транспорта в перископ, но со стороны противника подтверждения успеха «Д-2» нет. Корабли сопровождения контратаковали субмарину, сбросив на нее 5 глубинных бомб. Подводную лодку дважды ударило о дно, в результате чего вышел из строя вертикальный руль. Устранить повреждения в море было невозможно, и субмарине пришлось вернуться на базу. Результатом последней атаки многие отечественные источники называют уничтожение норвежского транспорта «Нина» (1.371 брт), который погиб на британской донной мине у датского города Орхус 27 октября 1944 года.

Следующий боевой поход прошел безрезультатно. Лодка трижды (23, 29 декабря 1944 и 3 января 1945 года) атаковала неприятеля, и, хотя командир заявил о потоплении 29 декабря 1944 года в районе Либавы транспорта, со стороны противника подтверждения этому нет.

День Победы «Д-2» встретила в море, находясь в своем четвертом боевом походе. 18 мая 1945 года она благополучно вернулась на базу.

9 июня 1949 года субмарина получила обозначение «Б-2». 20 июня 1956 года лодка исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-6».

Еще в 1967 году группа ветеранов-подводников, среди которых был Герой Советского Союза, командир «Щ-310» и бывший старпом «Д-2» С.Н. Богорад, бывший командир «Д-3» Ф.В. Константинов, бывший командир «Щ-201», старпом «Д-4», а в последствии вице-адмирал П.И. Парамошкин обратились с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить «Д-2» в музей. К сожалению, должной реакции властей не последовало. Результатом обращения ветеранов стала лишь установка мемориальной доски в передней части ограждения рубки корабля. Второй раз группа ветеранов флота обратилась с подобным предложением в 1977 году к Главкому ВМФ С.Г. Горшкову, но и в этот раз они не добились успеха. Нужно отметить, что тогда же предпринимались попытки сохранить ледокол «Ермак», эсминец «Сообразительный» и крейсер «Киров», но к мнению ветеранов не прислушались, и эти корабли, в конце концов, были разобраны на металл. «Д-2» повезло. В это время она пока еще использовалась в качестве учебно-тренировочной станции для практической подготовки подводников. Внешний вид подводной лодки сильно изменился, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована. При переоборудовании была нарушена герметичность балластных цистерн. Второй отсек субмарины был превращен в бассейн для водолазов, ограждение боевой рубки переделано в башню для имитации «столба воды», который надо преодолеть подводнику при выходе из затонувшей подводной лодки.

 

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов