Л-19

Л-19

Заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский завод) под стапельным номером 276. В 1936 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В июле 1938 года корабль предполагалось назвать «Горьковец».

Осенью 1943 года «Л-19» под командованием капитан-лейтенанта Алексеева Евгения Николаевича заняла первое место по результатам боевой подготовки на флоте, поэтому, когда в феврале 1944 года потребовалось заменить экипаж североморской «Л-20», экипаж «Л-19» как наиболее опытный в полном составе отправился на Север. Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой, пока в мае 1944 года не был сформирован новый экипаж субмарины под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича. Кампанию 1944 года подводная лодка так же провела отлично, за что удостоилась переходящего приза – «Бюста маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова».

Начало открытия боевых действий против Японии «Л-19» встретила в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ в бухте Улис. 19 августа 1945 года подводная лодка вышла на позицию к порту Румой (район «А», северо-западное побережье Хокайдо) для срыва эвакуации южного Сахалина. На самом деле субмарине ставилась задача, в первую очередь, разведки подходов к порту Румой в ходе подготовки к высадке советских войск на территории собственно Японии, и лишь затем атака боевых кораблей противника в случае их появления в этом районе. На исходе 21 августа «Л-19» прибыла на позицию. К тому времени обстановка круто изменилась. Еще 14 августа Император Японии объявил о согласии прекратить войну на условиях союзников, а президент США Трумэн 18 августа ответил отказом на предложение СССР предоставить ему зону оккупации Японии на северной части острова Хоккайдо. Японцы спешно готовились к эвакуации южного Сахалина.

После полудня 21 августа подводная лодка заняла назначенный район, а на исходе следующих суток с субмарины был получен доклад о потоплении одного транспорта и повреждении другого. Утром 22 августа в точке 44°15′ с.ш./141°26′ в.д. «Л-19» добилась попадания торпеды в вспомогательную канонерскую лодку «Шинкё-Мару № 2» (мобилизованный одноименный пароход, 2577 брт), перевозившую японское население южного Сахалина в метрополию, на борту судна в этот момент было около 3,6 тыс. беженцев. Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через 4 часа оно выбросилось прямо на городскую набережную Румой. Несмотря на то, что судно удалось спасти, на его борту погибло и пропало без вести не менее 400 человек. Подлодка не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решенной, так как обнаружила еще одну цель, на этот раз пароход «Тайтё-Мару» (5950 брт), на борту которого тоже были беженцы (780 человек, по разным данным 553 или 667 из них погибли). По данным К.Б. Стрельбицкого, «Л-19» преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. Наконец, в 6 милях от Румой пароход был потоплен торпедами.

Вечером 22 августа «Л-19» получила приказ форсировать пролив Лаперуза для действий в заливе Анива на подходах к Отомари. Подводная лодка подтвердила получение приказа, но больше на связь не выходила и в базу не вернулась. Вероятно, корабль погиб, подорвавшись на мине в восточной части пролива Лаперуза. На борту корабля в его последнем походе находилось 64 членов экипажа.

«Л-19» была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. Поиски «Л-19» предпринятые летом 2005 гидрографическим судном «ГС-47» и в 2007 году экспедицией Дальневосточного государственного технического университета не дали результатов.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов