М-54

М-54

Заложена 20 декабря 1934 года в Николаеве на заводе № 200 (им. 61 коммунара). 15 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду и 14 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота.

Начало Великой Отечественной войны «М-54» встретила под командованием капитан-лейтенанта Бродского Эдуарда Борисовича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок. «Малютка» проходила средний ремонт на заводе № 532 в Херсоне. В первой половине августа «М-54» отбуксирована в Севастополь, где на заводе № 200 ремонт был завершен, и 1 октября подводная лодка прибыла в пункт постоянного базирования Новороссийск. 27 октября 1941 года «М-54» перешла в Керчь, откуда на следующий день вышла в северо-западную часть Азовского моря, для несения дозора, разведки и уничтожения плавсредств противника, однако, совершив в этот район всего один поход, 10 ноября подводная лодка вернулась в Новороссийск.

3 декабря «М-54» была направлена в район мыс Чауда – мыс Опук для ведения разведки. В условиях сильного шторма в районе мыса Утришонок, когда на субмарине из-за сильного крена, который достигал 60°, из баков расплескался электролит и вышел из строя гирокомпас, она была вынуждена вернуться в Новороссийск. Попытка повторить разведывательный выход вечером 10 декабря закончился печально. При следовании в назначенный район на субмарине вновь вышел из строя гирокомпас. Она потеряла свое место и спустя пять с половиной часов после выхода из Новороссийска в условиях 7-балльного шторма выброшена всем корпусом на камни в районе села Джемет (7 миль севернее Анапы).

Только 30 июня 1942 года «М-54» сняли с мели и 5 июля на буксире спасательного судна «Меркурий» она была приведена в Поти для производства аварийного ремонта.

23 октября 1942 года командиром «М-54» назначен капитан-лейтенант Иванов Николай Данилович, а 15 июля 1943 года командир на корабле вновь сменился. Им стал капитан-лейтенант Николаев Александр Алексеевич.

1 июля 1943 года «М-54» вновь вступила в строй, а с сентября ее снова привлекают к выходам на позиции. До мая 1944 года субмарина сделала 8 боевых походов к южному побережью Крыма. За все это время подводная лодка имела всего три контакта с противником. 2 октября 1943 года в 130 милях к югу от Керченского полуострова «М-54» атаковал немецкий гидросамолет. Сброшенные им 4 глубинных бомбы вывели из строя на субмарине ряд электроизмерительных приборов. Утром 15 ноября у южного берега Крыма из-за невыгодного курсового угла не атакован конвой из самоходных понтонов, а 31 января 1944 года в точке 42°38,8′ с.ш./ 41°20,5′ в.д. «М-54» уклонилась погружением от немецкой субмарины «U-18».

2 июля 1944 года подводная лодка выделена в распоряжение командира Новороссийской ВМБ для обеспечения тренировок гидроакустиков сторожевых катеров. На переходе из Поти субмарина приняла участие в учениях по поиску и обнаружению подводной лодки с самолета оснащенного РЛС. Наконец, 18 октября 1944 года «М-54» выведена из боевого состава, разоружена и передана гидрометеослужбе Черноморского флота.

19 декабря 1944 года лодка исключена из состава ВМФ СССР и 1 февраля 1945 года сдана на слом.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов