М-77

М-77

Заложена 10 марта 1934 года на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) в Ленинграде под строительным номером 61/294. 21 марта 1936 года подводная лодка спущена на воду, и 25 июня 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. (По другим данным корабль заложен на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве, в 1935 году в разобранном виде по железной дороге перевезен на завод № 194 (Судомех) в Ленинграде, где был спущена на воду).

Начало Советско-финляндской войны «М-77» встретила под командованием старшего лейтенанта Чемоданова Александра Ефремовича в составе 23-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ в Ораниенбауме. Учитывая отсутствие резерва подводных лодок в западных базах, что сильно усложнило вопрос о замене субмарин, покинувших позицию вследствие полученных повреждений, командование приняло решение о перебазировании 23-го дивизиона в Палдиски.

5 декабря 1939 года «М-77» бросила якорь в новой базе. В ночь на 8 декабря подводная лодка вышла в район Юссаре (позиция № 4), но, спустя несколько часов, вынуждена была вернуться – было необходимо снять часть твердого балласта, так как при полностью продутой уравнительной цистерне субмарина имела отрицательную плавучесть. Сняв балласт, в ночь на 10 декабря «М-77» наконец-то вышла на позицию. После безуспешного патрулирования подводная лодка вечером 11 декабря начала возвращение в базу, где прошла навигационный ремонт. Второй поход состоялся 17 декабря. Субмарина патрулировала район Калбодагрунда (позиция № 1). На следующий день у маяка Сэдершер субмарина попала в шторм. Из-за значительных кренов был пролит электролит, и 19 декабря «М-77» вынуждена была вернуться в базу. В конце декабря подводная лодка совершила еще один безрезультатный выход в район Юссаре.

7 января 1940 года «М-77» вышла в район Калбоденгрунда (позиция № 1). В этот день на позиции стоял густой туман, и появился крупнобитый лед. Днем «М-77» была атакована финским самолетом типа «Бристоль-Бульдог». Подводная лодка не смогла открыть огонь, так как 45-мм орудие было не готово к стрельбе (под влиянием мороза сгустилась смазка). По самолету был открыт редкий одиночный огонь из пулемета, так как пулеметный сальник обмерз и заедал. Противник кружил над подводной лодкой в течение 20 минут, обстреливая корабль из пулемета, а затем сбросил бомбу, взорвавшуюся в 100 м за кормой. Все это время подводная лодка уклонялась от атаки, маневрировала по кривой, описывая петли. Только через 22 минуты орудие было отогрето и подводники, открыв огонь, отогнали самолет (всего было выпущено пять 45-мм снарядов и 20 пуль). 8 января субмарина благополучно прибыла в Палдиски.

22 июня 1941 года «М-77» встретила под командованием старшего лейтенанта Хлюпина Николая Алексеевича (командир лодки с 7 декабря 1940 года) в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день в виду угрозы захвата Либавы «М-77» в паре с «М-78» начали переход в Усть-Двинск. Утром 23 июня лодки подверглись атаке немецких самолетов и дальнейший путь продолжили в подводном положении, поддерживая контакт по звукопроводной связи. Спустя три часа батареи лодки разрядились, и «М-78» решила всплыть, чтобы тут же стать жертвой торпед подводной лодки «U-144». На «М-77» услышали взрывы и поняли их значение. Все же лодке пришлось всплыть и остаток пути пройти под дизелем. Счастливо избежав встречи с «немкой», «М-77» благополучно прибыла в Усть-Двинск в 0 часов 24 июня.

15 июля 1941 года лодка впервые вышла на позицию в район Пярну. В походе командир лодки был пассивен, и по результатам боевого выхода его отстранили от должности. Новым командиром «М-77» 1 сентября 1941 года назначен капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич, ранее командовавший «М-71», которая была взорвана в Либаве. Под его командованием «М-77» совершила еще один поход, после чего лодка встала на ремонт.

1 июля 1942 года командиром корабля стал капитан-лейтенант Карташев Николай Иванович.
18 июля при стоянке в Ленинграде «М-77» получила повреждения от близкоразорвавшихся снарядов – осколками пробило легкий корпус в кормовой оконечности и цистерну № 3, но это не помешало лодке в сентябре 1942 года совершить боевой поход в район Соммерса, – единственный выход «М-77» в этом году. 14 сентября 1942 года, находясь у острова Хапасари, лодка была обстреляна артиллерией противника и уклонилась погружением.

В мае 1943 года на «М-77» вновь сменился командир. Им стал капитан-лейтенант Татаринов Иван Михайлович, а лодку стали готовить к перебазированию в Ладожское озеро. 25 июня 1943 года «М-77» зачислена в состав Ладожской военной флотилии. Вскоре лодка по железной дороге перевезена в бухту Гольсмана и спущена на воду. После восстановительного ремонта в Новой Ладоге «М-77» введена в строй. Совершив два похода на боевую подготовку в июле 1943, она приступила к выполнению боевых задач. В августе-сентябре 1943 года лодка три раза выходила к северному побережью озера для поиска кораблей противника, однако целей не обнаружила. В октябре-ноябре «М-77» использовали для высадки диверсионных групп на побережье противника, а также навигационного обеспечения десанта в бухте Мусталахти 12 октября 1943 года.

1944 год ознаменовался для «М-77» участием в Свирско-Петрозаводской операции. По планам советского командования утром 24 июня у Тулоксы должен быть высажен десант в составе 70-й отдельной морской стрелковой бригады под командованием подполковника А.В. Блака (всего 3661 человек). Для его прикрытия «М-77» вышла к острову Мантсинсаари. Лодка сделала еще несколько выходов с целью разведки, а 20 августа вернулась в Ленинград.

31 августа 1944 года лодка вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флота, хотя в сентябре 1944 года «М-77» на непродолжительное время еще входила в Ладожское озеро для проведения боевой подготовки, но в боевых действиях она больше не участвовала.

Скоро «М-77» была поставлена на консервацию, а 22 февраля 1949 года лодка разоружена и исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей на слом.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов