М-78

М-78

Заложена 20 марта 1934 года на заводе № 196 (Судомех) в Ленинграде. Строительный номер 62/301. 21 марта 1936 года подводная лодка спущена на воду и 25 июня 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. (По другим источникам «М-78» заложена на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве, в 1935 году по железной дороге перевезена на завод № 194 в Ленинграде, где спущена на воду и достроена).

Начало советско-финляндской войны «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Афонина Валентина Дмитриевича в составе 24-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. Уже утром 30 ноября 1939 года подводная лодка заняла указанный район в западной части Финского залива у Юссаре (позиция №4) с задачей прикрытия Ханко. Все светлое время суток подводная лодка осуществляла патрулирование района, находясь под водой. С наступлением темноты она отходила в среднюю часть залива, где в надводном положении осуществляла зарядку батарей. 1 декабря на юго-восточных подходах к Ханко подводная лодка обнаружила большое минное заграждение противника, о чем не замедлила донести командованию. Противник встречен не был, и 3 декабря «М-78» благополучно вернулась в базу, чтобы спустя два дня ненадолго снова выйти в этот район.

Следующий выход на позицию проходил в тяжелых погодных условиях. Подводной лодке предстояло действовать в районе Порккалан-Калбода (позиция № 1). 18 декабря ветер развил волну 6-7 баллов. Лодка не могла держаться в указанном районе и укрылась от шторма в бухте Какумеэ-Лахт, расположенной к западу от Таллина. 19 лодка вновь вышла на позицию, но шторм усилился, и она снова укрылась в бухте и скоро получила разрешение вернуться в базу.

2 января 1940 года, находясь на позиции в районе маяка Каллбода (позиция № 1), «М-78» попала в 9-балльный шторм, от которого ей пришлось укрыться в бухте Хара-Лахт. 4 января при 5-балльном ветре подводная лодка сильно обмерзла, поэтому погружение занимало от 10 до 18 минут. Через два дня при всплытии, о льдину был погнут перископ, и «М-78» вынуждена была вернуться в базу.

До конца января 1940 года подводная лодка простояла в аварийном ремонте.

22 июня 1941 года «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Шевченко Дмитрия Леонтьевича, который принял лодку только в мае 1941 года в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день из-за угрозы захвата города в паре с «М-77» покинула Либаву и направилась в Усть-Двинск. Старшим на борту «М-78» был командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович. Согласно инструкции лодки шли в надводном положении, но налет авиации противника заставил лодки идти под водой. Вскоре батареи «М-78» разрядились, и она была вынуждена всплыть, чтобы стать жертвой атаки немецкой субмарины «U-144» (командир Гердт фон Миттельштадт). «М-78» погибла со всем экипажем в 16 человек в точке с координатами 57°28′ с.ш./ 21°17′ в.д., став первой подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей в Великой Отечественной войне.

В 1999 году совместной латвийско-шведской экспедицией корпус лодки был обнаружен с помощью сонара, установленного на борту шведского судна «Альтаир». Лодка покоится на глубине 60 м в 9 милях от Вентспилса.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов