М-81

М-81

Заложена 25 августа 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под заводским номером 304. По железной дороге подводная лодка перевезена в Ленинград на завод № 190, где 15 сентября 1935 года была спущена на воду. 15 июля 1936 года «М-81» вступила в строй и 22 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Под командованием старшего лейтенанта Кабо И.С. в составе 24-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ (Таллин) подводная лодка участвовала в советско-финляндской войне. После первого боевого похода в Финский залив, в начале декабря 1939 года «М-81» встала на ремонт, по окончании которого еще три раза посылалась на позиции. С 8 по 16 декабря подводная лодка патрулировала на позиции № 3, с 25 по 28 декабря занимала район близ Хельсинки (позиция № 4).

В начале января 1940 года «М-81» вышла в море в район юго-восточнее Ханко у Тверминне с задачей ведения разведки. 5 января на подходе к башне Сегелыпер подводную лодку застиг туман. Продвигаясь в нем, субмарина несколько раз садилась на камни. Днем «М-81» в очередной раз наскочила на банку. В этот момент на расстоянии 5-6 кбт от лодки показался торпедный катер противника. К счастью, он не заметил подводной лодки и скрылся в тумане. Вскоре «М-81» сумела самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду. 9 января на субмарине было обнаружено повреждение в коллекторе, и «М-81» под электромоторами вернулась в Палдиски.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Зубкова Федора Антоновича, который командовал «М-81» с февраля 1940 года, в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве, и в этот же день заняла позицию на подходах к базе.

27 июня по приказу командира бригады лодка покинула позицию, а так как в Либаве уже были немцы, «М-81» направилась в Усть-Двинск, где застала бригаду на переходе в Куйвасту, а затем в Палдиски.

1 июля 1941 года лодка шла в составе отряда кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш». У банки Лайне в районе острова Вормси (59°08’6 с.ш./22°58’4 в.д.) «М-81» подорвалась на мине и затонула, переломившись в районе центрального поста. На борт тральщика «Т-216» были подняты трое, в момент взрыва находившихся на мостике. Командир «М-81» был мертв, тяжело ранен командир БЧ-5 Ракитин Б.В., командир группы рулевых Петр Семенов почти не пострадал.

Еще одним из спасенных оказался электрик краснофлотец Преображенский Виктор Сергеевич (1917 г.р.). В момент взрыва он спал в IV отсеке. Преображенский сумел добраться до отсечного люка и, открыв его, вместе с пузырем воздуха всплыл на поверхность. Это единственный случай в Великой Отечественной войне, когда человек в одиночку спасся путем выхода из отсека затонувшей субмарины. Служить на подводных лодках ему уже не пришлось, но он продолжал воевать в составе 14-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии.

В 1965 году «М-81» была поднята Аварийно-спасательной службой флота с глубины 20 метров. Экипаж лодки был похоронен в Риге, а сама она разделана на металл в Таллине.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов