М-51

М-51

Заложена 17 ноября 1932 года под заводским номером 239 на заводе № 198 в Николаеве. 22 мая 1933 года подводная лодка спущена на воду, и 9 сентября 1934 года «М-51» вошла в состав Морских Сил Черного моря. Первым командиром субмарины стал М.С. Бойко, который командовал подводной лодкой до декабря 1934 года. Как остальные подводные лодки VI серии, «М-51» не отправили на Дальний Восток, а вместе с однотипной «М-52» оставили на Черном море для подготовки кадров подводников.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Прокофьева Владимира Матвеевича в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ и находилась на ремонте в Севастополе. 1 июля 1941 года «М-51», закончив ремонт, вышла к месту своего постоянного базирования в Новороссийск.

Уже 8 июля лодка вышла в дозор на подходы к Новороссийску (позиция № 10). Утром 14 июля у мыса Утриш «М-51» была принята за вражескую субмарину, и чуть было не протаранена транспортом «Красная Кубань». В дальнейшем по вине радиста подводной лодки она потеряла связь с базой, из-за чего командир дивизиона капитан 1 ранга Л.Г. Петров был вынужден на эсминце «Смышленый» выйти в море на поиски субмарины. Следующие выходы на дозорные позиции к Новороссийску и Керченскому проливу также оказались безрезультатными.

27 октября 1941 года «М-51» перешла в Керчь. Подводную лодку предполагалось использовать для ведения разведки и уничтожения плавсредств противника в западной части Азовского моря, но после первого же выхода в связи с эвакуацией Керченской ВМБ 9 ноября субмарина отозвана в Новороссийск.

Во второй половине ноября «М-51» патрулировала в районе Феодосии, а 6-11 декабря доставила в Севастополь начальника оперативного отдела штаба ЧФ, после чего она привлекается к навигационному обеспечению кораблей, задействованных в Керченско-Феодосийской десантной операции. Перед подводной лодкой стояла задача выяснить и сообщить погоду в районе Феодосии, а затем служить ориентиром для подходящих к порту кораблей и транспортов. На борту субмарины находился гидрограф лейтенант А.Г. Витченко. 28 декабря подводная лодка погрузилась в 3,5 милях к востоку от мыса Илья под Феодосией и в ночь на 29 и 30 декабря выполнила роль светящегося навигационного знака. По прожекторному лучу лодки корабли с десантом в составе крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Железняков», «Шаумян», «Незаможник» и транспорта «Кубань» легли на входной фарватер, ведущий к воротам порта Феодосия. 11 января 1942 года «М-51» выходила в море с задачей навигационного обеспечения десанта в Судак, но из-за переноса операции была отозвана в базу. В первую неделю апреля произвела разведку района Феодосия – Дальние Камыши, после чего прибыла в Геленджик в ожидании ремонта (в последнем походе на субмарине произошла поломка вертикального руля). 31 мая субмарина перешла в Поти, где приступила к проведению капитального ремонта.

29 декабря 1942 года командиром «М-51» назначен капитан-лейтенант Голубев Михаил Михайлович. 8 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй.

Вечером 30 июня «М-51» вышла в район мыс Опук – мыс Киик-Атлама (позиция № 86-запасная). Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Н.Ф.Клынин. Дважды советская субмарина имела контакт с немецкими подводными лодками (вечером 1 июля, вероятно, «U-23» и днем 7 июля, возможно, «U-19»), но атаковать их так и не смогла. В середине августа «М-51» патрулировала район Ялта – мыс Меганом (позиция № 84). Утром 16 августа при попытке атаковать конвой субмарина была обнаружена и подверглась преследованию. Одна из десантных барж сбросила на подлодку 8 глубинных бомб, от разрывов которых на «М-51» повреждены электроизмерительные приборы, приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, а дейдвудный сальник стал пропускать воду. После необходимого ремонта силами личного состава подводная лодка покинула позицию и утром 20 августа прибыла в Очемчири.

После проведения навигационного ремонта вечером 22 сентября на мерной миле в районе Очемчири при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны, «М-51» начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате аварии погибло 8 человек, в том числе командир субмарины. 6 человек под руководством старшины 1 статьи Н.И. Скрипченко вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 человек через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега. 25 сентября 1943 года подводная лодка была поднята аварийно-спасательной службой флота и плавбазой «Эльбрус» с глубины 12 метров. После восстановительного ремонта «М-51» конце 1944 года вновь введена в строй, новым командиром корабля назначен капитан-лейтенант Александров Василий Митрофанович, который командовал «М-51» до марта 1947 года.

30 декабря 1944 года «М-51» выведена из боевого состава флота и передана гидрографическому управлению ЧФ, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях.

28 ноября 1950 года лодка разоружена и 8 декабря расформирована. После демонтажа приборов и механизмов корпус лодки передан аварийно-спасательной службе ЧФ для обеспечения боевой подготовки личного состава.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов