М-102

М-102

Заложена 15 мая 1940 года под строительным номером 136 на заводе № 196 в Ленинграде. 12 октября 1940 года подводная лодка была спущена на воду и 5 декабря 1940 года вступила в строй (по другим данным дата вступления в строй – 29 и 31 декабря 1940 года). 29 декабря 1940 года «М-102» вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Гладилина Петра Васильевича (вступил в должность в октябре 1940 года) в составе 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. Субмарина находилась в Таллине, где осуществляла текущий ремонт.

Уже в ночь на 25 июня подводная лодка вышла для несения дозора северо-западнее мыса Ристна (позиция № 9). 30 июня «М-102» чуть было не стала жертвой торпед с германской субмарины «U-149» (которая 27 июня уже потопила «М-99»), но, к счастью, немцы не успели занять позицию для атаки. Больше встреч с противником не было, и 4 июля подводная лодка была отозвана с позиции. В этот же день «М-102» прибыла в точку рандеву со своими катерами, которые должны были обеспечивать благополучный переход подводной лодки в Таллин. Катера встречены не были, и командир решил продолжить переход самостоятельно, но в районе мыса Тахкуна «М-102» была обстреляна своей же береговой батареей, (огонь вела батарея № 26) и вынуждена погрузиться. Не став лишний раз рисковать, подводная лодка вернулась и была встречена сторожевыми катерами, которые провели ее через Соэлавяйн и Рохукюла в Таллин.

2 августа «М-102» была выведена к мысу Ристна для несения дозорной позиции в устье Финского залива, но из-за неполадки дизеля была вынуждена вернуться в Таллин и встать в док. 5 августа немецкие войска вышли на дальние подступы к Главной базе. Начались бои за столицу Эстонии. 28 августа советские войска вынуждены были оставить город. Погрузив защитников базы на суда, корабли КБФ совершили печально известный таллинский переход. До острова Аэгна в составе Отряда прикрытия шла и «М-102». Для прикрытия конвоев она направлялась в район южнее Хельсинки. До 2 сентября подводная лодка патрулировала на позиции, но встреч с кораблями противника не имела и 4 сентября самостоятельно вернулась в Кронштадт.

12 октября «М-102» вновь вышла на коммуникации Таллин – Хельсинки, но вечером 15 октября в районе острова Сескар села на камни и получила пробоину в прочном корпусе. Поход пришлось прервать. В ночь на 20 октября в ленинградском морском канале «М-102» получила дополнительные повреждения (пробоина ниже ватерлинии в районе 18-19 шпангоутов), столкнувшись с транспортом «Пятилетка». Для устранения повреждений подводная лодка встала на ремонт на заводе № 196. Всю первую, самую тяжелую, блокадную зиму подводная лодка провела в Ленинграде.

Кампанию 1942 года «М-102» начала в конце сентября. Вечером 23 сентября подводная лодка вышла на позицию в районе Палдиски (позиция № 10). До точки погружения на Восточно-гогландском плесе её сопровождали тральщики и сторожевые катера. При погружении подводной лодки клапан затопления боевой рубки пропустил воду, в результате чего оказались затоплены боевая рубка и шахта перископа. Лодка продолжила движение, и вечером 27 сентября прибыла на позицию. Спустя сутки «М-102» была атакована сторожевым катером противника, который сбросил на нее 18 глубинных бомб. От близких разрывов на подводной лодке вышел из строя эхолот. В ночь на 4 октября «М-102» перешла в район маяка Порккалан-Каллбода, где днем 5 октября в районе маяка Свартбодан выскочила на банку и смяла носовую часть по 9 шпангоут. В результате удара на субмарине снесло волнорезы торпедных аппаратов, их передние крышки заклинило, пробита цистерна главного балласта № 1. В ночь на 6 октября подводная лодка перешла в район Палдиски. Днем она не смогла атаковать конвой, так как только сейчас было замечено, что крышки торпедных аппаратов не открываются. В ночь на 7 октября «М-102» покинула позицию и направилась в базу. Уже на переходе в Кронштадт 9 октября подводная лодка дважды ударилась о грунт. В итоге была пробита цистерна быстрого погружения, погнут винт, поврежден вертикальный руль, вышла из строя гидроакустическая аппаратура. «М-102» вновь встала на ремонт.

К концу апреля 1943 года «М-102» вновь была готова к походу. В ночь на 4 июля подводная лодка пришла в бухту Норре-Каппельлахт на Лавенсари для ведения регулярной разведки в Финском заливе. Остров использовался как маневренная база, где подводные лодки проводили зарядку аккумуляторных батарей. Несмотря на маскировку, 7 июля она бала обнаружена авиационной разведкой противника. Приказом командира 5-го дивизиона ПЛ капитана 3 ранга П.А.Сидоренко лодке предписывалось погрузиться, и до темноты лежать на грунте. Командир «М-102» проигнорировал приказ и продолжал отдыхать на палубе шхуны «Эрна». Последствия подобной беспечности не заставили себя ждать. Около 17.30., в ходе третьего налета противника «М-102» была повреждена близкими разрывами авиабомб – осколками пробит прочный корпус и обшивка цистерны главного балласта № 5, получили повреждения приборы и механизмы. В ходе бомбежки командир корабля и его помощник, лейтенант Капитонов Александр Михайлович, погибли, 1 член экипажа подводной лодки был ранен. Потеряв командира, подводная лодка вернулась в Ленинград.

21 июля в командование «М-102» вступил капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Лесковой Николай Степанович.

28 августа «М-102» вышла в первый поход с новым командиром. Утром в обеспечении тральщиков она перешла к Лавенсари, а вечером прибыла на позицию в средней части Нарвского залива. В ночь на 3 сентября подводная лодка произвела высадку разведгруппы на остров Большой Тютерс. За время похода субмарина не раз обнаруживала корабли противника, но по разным причинам не атаковала. Вечером 8 сентября «М-102» начала возвращение в базу, и утром следующего дня прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. В ночь на 11 сентября в обеспечении тральщиков и торпедных катеров она перешла в Кронштадт, где прошла докование.

В ночь на 30 сентября «М-102» вновь вышла в боевой поход. После выхода в точку погружения для дальнейшего перехода в район Западно-Гогландскго плеса на подводной лодке выявилась неисправность муфты «Бамаг», и она вынуждена была вернуться на Лавенсари. После исправления повреждений в ночь на 2 октября «М-102» наконец вышла на позицию. Утром 3 октября подводная лодка подорвалась на антенной мине и получила достаточно серьезные повреждения – вышел из строя перископ, магнитный компас, прочный корпус в районе 28-37 шпангоутов получил деформации. Вышедшие из строя гирокомпас и эхолот были отремонтированы на месте силами личного состава. Подводная лодка продолжила поход и утром 4 октября прибыла в указанный район, расположенный между островами Большой и Малый Тютерс.

Из-за неисправности перископа «М-102» вынуждена была производить поиск противника в ночное время в надводном положении. Утром 8 октября подводную лодку обнаружили сторожевые катера противника. После того, как они обстреляли субмарину из пушек и пулеметов и сбросили 6 глубинных бомб, «М-102» еще около полутора суток подвергалась периодическим атакам сил ПЛО противника. В ночь на 11 октября подводная лодка высадила разведгруппу на остров Большой Тютерс. При погружении субмарины рубочный люк, получивший повреждения в результате подрыва лодки на мине 3 октября, не задраился, и только на глубине 30 метров его прижало давлением воды. В результате был затоплен центральный пост, где вышла из строя радиоаппаратура, эхолот, другое электрооборудование. Откачав воду, подводная лодка продолжала оставаться на позиции. В 02.06 14 октября «М-102» впервые атаковала противника, выпустив 2 торпеды по вражескому тральщику. Немцы вовремя обнаружили атаку. Тральщик «М-30» сумел уклониться от торпеды. Противник контратаковал, но 9 сброшенных глубинных бомб так же не нанесли вреда подводной лодке. Весь день 14 октября «М-102» преследовали силы ПЛО противника. В ночь на 15 октября подводная лодка начала возвращение в базу и уже вечером самостоятельно прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. Вскоре «М-102» перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки.

В 1944 году советское командование решило использовать несколько «малюток» для действий на Ладоге. 18 июня «М-102» по Неве перешла в бухту Морье на Ладожском озере и на следующий день была в Новой Ладоге. 22-27 июня подводная лодка с целью прикрытия Тулоксинской десантной операции находилась в районе острова Мантсинсаари, но встреч с кораблями противника не имела. В середине июля подводная лодка вернулась в Ленинград.

7 сентября «М-102» вновь вышла в боевой поход в район банки Мордвинова, имея на борту в качестве обеспечивающего командира 5-го дивизиона ПЛ капитана 2 ранга П.А. Сидоренко. Никого не встретив, вечером 10 сентября подводная лодка начала возвращение в базу, но, идя в подводном положении, дважды подорвалась на антенных минах. Встреченная сторожевыми катерами она была сопровождена на Лавенсари и вскоре встала в Кронштадте на ремонт – в результате взрыва мин получили повреждения балластная цистерна и легкий корпус, выведены из строя правый торпедный аппарат и гирокомпас.

Только 30 декабря «М-102» смогла выйти в море. К этому времени обстановка на Балтике изменилась. Финляндия вышла из войны, и советские подводные лодки действовали на коммуникациях немцев выходя из финских баз. За полтора часа до новогодней ночи нового, 1945 года «М-102» заняла позицию в устье Финского залива. Из-за шторма значительную часть патрулирования подводная лодка пролежала на грунте и встреч с противником не имела. 10 января 1945 года «М-102» прибыла к острову Утё, где была встречена своим тральщиком. 13 января прибыла в Ханко.

После проведения неторопливого, но качественного финского ремонта в Хельсинки, «М-102» 15 февраля вышла в район Виндавы (позиция № 5). В ночь на 27 февраля подводная лодка попыталась атаковать группу сторожевых катеров противника, но была обнаружена и контратакована. Противник сбросил на подводную лодку 6 глубинных бомб. В ночь на 28 февраля «М-102» начала возвращение в базу и 2 марта прибыла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.

Следующий выход на позицию состоялся только 11 апреля. В этот раз «М-102» была направлена в район Либавы (северная часть позиции № 1). В ночь на 21 апреля подводная лодка была обнаружена и обстреляна двумя сторожевыми катерами противника, сбросивших на «М-102» 26 глубинных бомб. 23 апреля подводная лодка начала возвращение в базу и днем 26 апреля прибыла в Турку, где встала в док. Там ее встретило известие об окончании войны.

16 ноября 1945 «М-102» выведена из боевого состава, обращена в учебную и передана в Военно-Морское училище имени Кирова. 17 августа 1953 года она была разоружена и переформирована в Учебно-тренировочную станцию «КБП-30», а 27 ноября 1953 года исключена из списков ВМФ СССР.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов