М-111

М-111

Заложена 25 октября 1939 года под заводским номером 275 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 31 декабря 1940 года подводная лодка спущена на воду. По внутренним водным путям корабль переведен для достройки в Николаев.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта Николаева Александра Алексеевича в составе 8-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в Очакове на ходовых испытаниях. 5 июля 1941 года «М-111» вошла в состав Черноморского флота. 13 августа корабль прибыл в Севастополь.

С середины сентября подводная лодка привлекается к несению дозора юго-западнее мыса Тарханкут. При переходе в район действий во время второго патрулирования вечером 23 сентября «М-111» разрядила торпедный аппарат по судну, на деле оказавшимся советским. К счастью, торпеда прошла мимо цели. (Командир подводной лодки не был оповещен о прохождении своих транспортов в этом районе; это произошло в 20 милях от Севастополя, в точке 44°10,4′ с.ш./ 33°42,2′ в.д.; возможно, был атакован пароход «Восток», либо мобилизованный теплоход «Райкомвод», ставший тральщиком «Т-517»).

1 октября «М-111» перешла в Очемчири, откуда с 8 октября приступила к патрулированию района западнее Поти. Так как, базируясь на Поти малые подводные лодки не могли долго находиться в западной части Черного моря где проходили вражеские коммуникации, в начале 1942 года перед советским командованием встал вопрос о перебазировании «малюток» и «агешек» в Севастополь. Утром 27 февраля когда «М-111» была на подходах к Главной базе, в районе мыса Айтодор на подводной лодке произошел взрыв водорода в первой группе аккумуляторной батареи. В результате аварии два члена экипажа субмарины получили ранения, пятеро ушибы; приборы и механизмы второго отсека корабля получили значительные повреждения, 43 бака аккумуляторной батареи разбиты, валопровод ручного управления носовыми горизонтальными рулями погнут. Экипаж покинул аварийный отсек из-за начавшегося пожара. Подводной лодке пришлось вернуться в Очемчири и встать на аварийный ремонт, который продлился месяц.

8 мая «М-111» прибыла в Севастополь, откуда 19 мая вышла с задачей патрулирования района острова Фидониси (позиция № 32). За время нахождения в указанном районе противник был обнаружен лишь однажды, когда 25 мая подводная лодка отказалась от конвоя быстроходных барж, из-за малоценности цели.

В июне 1942 года «М-111» привлекается для доставки грузов в осажденный Севастополь. 15 июля подводная лодка доставила туда 5,5 тонн продовольствия (в том числе 4 тонны пищевых концетратов). Следующим рейсом в Севастополь подводной лодкой должны быть доставлены 6,9 тонн боеприпасов, однако, утром 19 июня в 20 милях юго-восточнее мыса Айтодор «М-111» дважды подверглась атаке пары торпедных катеров противника, которые почти за трехчасовое преследование сбросили на подводную лодку (по подсчетам подводников) 110 глубинных бомб (штатный боекомплект что немецкого «шнельбота», что итальянского «MAS» – 6 глубинных бомб). В действительности подлодка имела встречу с сопровождением санитарного транспорта «Белосток», протопленного группой «шнельботов» в ночь на 19 июня. Пока пять катеров «МО» и базовый тральщик «Якорь» отбивались от налетов вражеской авиации, находящаяся на глубине подлодка принимала на свой счет эхо взрывов сбрасываемых на них авиабомб. В итоге, когда на «М-111» запотел перископ, командир субмарины принял решение возвращаться. Подлодка прибыла в Туапсе, где был спешно проведен ремонт. Следующий транспортный рейс 28-29 июня с грузом 5,9 тонн боеприпасов и 500 кг продовольствия вновь завершился неудачей. Из-за неисправности муфты «Бамаг» и клапана вентиляции цистерны главного балласта № 1 подводной лодке с половины пути пришлось вернуться в Новороссийск, где, не выгружая груза, субмарина провела необходимые ремонтные работы. На следующий день «М-111» повторила попытку прорыва в Севастополь. 1 июля, когда сопротивление защитников крепости было уже практически сломлено, подводная лодка прибыла к мысу Херсонес. Пробыв там до 4 июля, «М-111» так и не смогла подойти к побережью. На исходе 4 июля «М-111» получила приказ на возвращение, и утром 6 июля прибыла в Новороссийск.

На следующий день «М-111» перешла в Очемчири, где встала на ремонт. В июле 1942 года командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Иосселиани Ярослав Константинович.

После завершения ремонта и проведения курса боевой подготовки «М-111» к середине октября была вновь готова к ведению боевых действий.

Во второй половине октября 1942 года подводная лодка патрулировала в районе мыса Бурнас (позиция № 42, 20-22 октября по приказу командования патрулирование проходило у мыса Тарханкут). Никого не встретив, 30 октября «М-111» прибыла в Поти.

Два завершающих патрулирования кампании 1942 года подводная лодка провела в районе мыса Бурнас – остров Фидониси (позиции № 42 и 43). Днем 27 ноября «М-111» в точке 45°55,5′ с.ш./ 30°20′ в.д. выпустила торпеду по барже противника. В перископ наблюдалось поражение цели, но торпеда не взорвалась, вероятно, ее взрыватель не успел перейти в боевое положение, а скоро, так как дистанция до цели в момент атаки составляла всего 2 кбт, субмарина столкнулась с самой баржей. Вторую торпеду «М-111» израсходовала через три часа, в точке 45°57,0′ с.ш./ 30°22,0′ в.д. с 7 кбт атаковав, по оценке командира субмарины одиночный танкер противника. Через 32 секунды на субмарине зафиксировали взрыв, а вскоре в перископ подводники могли наблюдать поврежденное судно. Объектом атаки «М-111» стал германский транспорт «Лола», наблюдавший торпедный след на расстоянии 30 м по корме. Второе патрулирование так же ознаменовалось торпедной атакой, когда «М-111» днем 26 декабря в точке 45°46′ с.ш./ 30°12′ в.д. безуспешно атаковала транспорт из состава конвоя.

Кампанию 1943 года «М-111» начала в начале февраля. Патрулирование районов южнее мыса Тарханкут в первой половине февраля (позиция № 54) и юго-западнее Севастополя во второй половине марта (позиция № 74) не принесли встречи с противником.

В ходе следующего патрулирования подводная лодка, проникнув в Двуякорую бухту Севастополя (немецкое название Иван-Баба, в то время там находилась база «шнельботов») безрезультатно выпустила одну торпеду по причалу у которого стояли буксир и несколько катеров. Выпущенная торпеда запуталась в противоторпедной сети; в ответ немецкие корабли отбомбились по «малютке», сбросив два десятка глубинных бомб. Вторую торпеду «М-111» использовала утром 25 апреля, атаковав небольшое судно из состава ковоя (в точке 44°23,8′ с.ш./33°35,4′ в.д. атакован германский буксир «Воивода»). Израсходовав боезапас, подводная лодка 27 апреля благополучно прибыла в Очемчири.

Следующий поход в район Анапы (позиция № 86) состоялся во второй половине мая. Днем 16 мая «М-111» разрядила торпедные аппараты по остову советского транспорта «Фабрициус» (2434 брт), выбросившегося на отмель в результате атаки немецких самолетов-торпедоносцев 2 марта 1942 года. Ошибка произошла по вине операторов штаба бригады ПЛ; на карте обстановки, выданной командиру подлодки на боевой поход транспорт не был обозначен. Прибыв в Туапсе утром 17 мая и перезарядив торпедные аппараты, подводная лодка вечером того же дня снова направилась к Анапе, где в это время шло активное движение конвоев, снабжавших немецкие войска на Кубанский плацдарме. Днем 18 мая в точке 44°55′ с.ш./ 37°15,3′ в.д. субмарина безрезультатно выпустила торпеду по одной из десантных барж, а спустя три часа «М-111» повторила попытку, атаковав конвой «Маленький медведь-88» примерно того же состава (БДБ «F-326», «F-373» и «F-470»), что и предыдущий. Хотя на подводной лодке через 20 секунд после пуска торпеды зафиксировали взрыв, корабли противника потерь не понесли, и сами довольно точно сбросили в ответ 12 глубинных бомб. В результате контратаки на «М-111» от близких разрывов вышла из строя часть электроизмерительных приборов, повреждена система воздуха высокого давления и обшивка топливной цистерны. Через образовавшуюся трещину внутрь субмарины начал поступать соляр.

Утром 19 мая подводная лодка прибыла в Туапсе, а уже вечером, пополнив запасы, перезарядив торпедные аппараты и исправив повреждения, была вновь отправлена к Анапе, где еще дважды (днем 21 и вечером 22 мая) безуспешно выходила в атаку по конвоям десантных барж противника.

Июньское патрулирование у южного берега Крыма в районе Ялта – Феодосия (позиция № 84) так же не принесло результатов, хотя утром 28 июня атаковав конвой десантных барж «М-111» возможно добилась попадания в десантную баржу «F-325», но торпеда не взорвалась.

Июльское крейсерство в районе Феодосии (позиция № 86-запасная) наконец-то принесло первое попадание в цель. Утром 17 июля «М-111» атаковала судно в сопровождении десантных барж. Одна из торпед не вышла из аппарата из-за неисправности боевого клапана, вторая попала в цель – немецкий транспорт «Аделхайд» (444 брт), но не взорвалась. На следующее утро в точке 44°59,8′ с.ш./ 35°32,0′ в.д. подводная лодка промахнулась по немецкому теплоходу «Юнак» (444 брт). Сопровождавшие судно корабли сбросили на безопасном удалении от субмарины несколько глубинных бомб, а сама подводная лодка направилась в базу. Упоминаемая в качестве успеха этой атаки румынская баржа «Дунарея-1» погибла в районе города Исакча на Дунае, подорвавшись на мине выставленной авиацией ЧФ. По пути домой на исходе 18 июля она была атакована германской субмариной «U-18». К счастью, «челнок» промахнулся.

Следующий боевой поход подводной лодки, был снова отмечен, на этот раз реальным успехом. Вечером 28 августа в районе Севастополя (позиция № 83) «М-111» дерзкой атакой с «пистолетной дистанции» в 2 кбт всадила торпеду в транспорт из состава конвоя под довольно сильным прикрытием (сухогруз и танкер в сопровождении 6-ти сторожевых, 3-х торпедных катеров и 4-х десантных барж; до взрыва торпеды подводная лодка не опускала перископа). Через 14 секунд на субмарине зафиксировали попадание в цель. Жертвой атаки оказалось немецкий лихтер «Хайнбург» (378 брт). После атаки подлодки поврежденное судно (оторван нос, погибло 4 человека) было отбуксировано в Браилу, где его так и не смогли отремонтировать до конца войны. В ответ охотники, осуществляющие непосредственное прикрытие конвоя (германский «Uj-116» и хорватские «Uj-2303», «Uj-2304» и «Uj-2306») «гоняли» подводную лодку три часа, за это время сбросив 63 глубинные бомбы, в результате их разрывов на субмарине получили повреждения электроизмерительные приборы, оказалась подорвана крышка верхнего рубочного люка, деформирован прочный корпус.

Первое ноябрьское патрулирование, а это был уже двадцать четвертый боевой поход подводной лодки, должно было проходить в пределах позиций № № 97 и 98 у южного побережья Крыма, но при переходе в район действий субмарина получила приказ идти к мысу Бурнас. Не проведя в этом районе и суток, на исходе 6 ноября «М-111» с дистанции 10 кбт из надводного положения разрядила торпедные аппараты по судну в сопровождении двух десантных барж. Несмотря на то, что подводники наблюдали взрыв в носовой части судна, командир подлодки ошибся с определением элементов движения цели, торпеды прошли мимо германского транспорта «Лола». Прибыв в Туапсе утром 9 января и спешно пополнив запасы и перезарядив торпедные аппараты, «М-111» уже к вечеру того же дня направилась на коммуникацию Севастополь – Констанца (позиция № 92), где утром 11 ноября подводная лодка была обнаружена и обстреляна минзагом «Муржеску» из состава охранения конвоя. Перейдя к мысу Бурнас, днем 12 ноября «М-111» в точке 45°51′ с.ш./ 30°18′ в.д. атаковала судно из состава конвоя под эскортом четырех сторожевых катеров. После пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два взрыва. Так закончил свой первый рейс германский пароход «Теодорих» с грузом военного имущества. (Немецкий трофей, транспорт затопленный советскими войсками при оставлении Херсона 18 августа 1941 года; под советским флагом он, по разным данным, носил имя «Волочаевка» или «Херсон», его водоизмещение составляло 3817 или 3409 брт). Получившее торпедное попадание в корму между 5 и 6 трюмами судно долго не тонуло. Спасатели сумели принять с него 60 человек, и снять 20-мм зенитные автоматы. При взрыве торпеды погибло 6 человек. Судно затонуло на глубине 14 метров. Сопровождавшие конвой тендеры «Графенау» и «Зигфрид» сбросили на безопасном удалении от субмарины 6 глубинных бомб, а «М-111» к утру 15 ноября прибыла в Туапсе, по пути в базу счастливо избежав неприятностей, когда днем 13 ноября была атакована самолетом, сбросившим 6 бомб.

Кампанию 1943 года «М-111» завершила патрулированием Тарханкут – Сулина (позиция № 91) в конце ноября – начале декабря. Проведя в назначенном районе шесть с половиной часов, подводная лодка в точке 45°23′ с.ш./ 32°28′ в.д. разрядила торпедные аппараты по десантной барже в составе конвоя «Диоген», совершающий переход из Одессы в Севастополь. На подводной лодке слышали взрыв, но по данным противника корабли и суда конвоя прибыли в место назначения без потерь. Подводная лодка была контратакована самолетом, но сброшенные им 6 глубинных бомб так же не достигли цели.

Прибыв в базу «М-111» встала на ремонт, и вновь вступила в строй в конце февраля 1944 года.

В марте моряки подлодки были отправлены на Север, а затем в Великобританию, где они составили основу экипажа подводной лодки «Ursula» (в советском флоте «В-4»), которую союзники передали СССР в счет репараций от раздела итальянского флота. На «М-111» прибыл тихоокеанской экипаж ПЛ «М-116» под командованием капитан-лейтенанта Хомякова Максима Игнатьевича. (Официальное назначение командиром «М-111» состоялось 11 марта).

После кратковременной отработки курса задач боевой подготовки подводная лодка подключилась к действиям в рамках операции по освобождению Крыма, что стало боевым крещением для тихоокеанского экипажа и нового командира, обеспечивал которого комдив-3 капитан 2 ранга А.С. Жданов, долгое время командовавший «Л-5».

С 14 апреля подводная лодка патрулировала район юго-западнее мыса Тарханкут (позиция № 3). Днем 17 апреля «М-111» обнаружила конвой, ядро которого составляли германские транспорт «Хельга» (1620 брт) и танкер «Продромос» (877 брт). Подводная лодка разрядила торпедные аппараты по «Хельге», но не смогла удержаться на глубине, поэтому атакованное судно сумело избежать поражения. Несмотря на то, что на субмарине спустя 14 секунд зафиксировали взрыв и посчитали цель уничтоженной, конвой не понес потерь в своем составе. («Продромос» был потоплен советской артиллерией в Севастополе 9 мая, «Хельга» – авиацией 11 мая).

Уже через 9 часов после прибытия в Туапсе, пополнив запасы и перезарядив торпедные аппараты, «М-111» направилась в пределы позиции № 10 (юго-западнее мыса Херсонес), но, прибыв в назначенный район, получила приказ сместиться западнее на позицию № 8, расположенный южнее мыса Олинька. В новом районе противник был обнаружен сразу, но дважды (вечером 21 и утром 22 апреля), командир субмарины отказывался от атак из-за невыгодного курсового угла или малоценности цели. Наконец, наведенная авиаразведкой, вечером 22 апреля «М-111» в точке 43°51,5′ с.ш./ 29°52,8′ в.д. с дистанции 3 кбт атаковала, по оценке командира субмарины, транспорт в 5000 тонн из состава конвоя. Через 18 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали взрыв, цель посчитали уничтоженной. В ответ корабли эскорта более часа охотились за подлодкой, сбросив 61 глубинную бомбу. В результате контратаки субмарина получила повреждения, не отразившиеся на боеспособности – вышли из строя все указатели рулей, ряд электроизмерительных приборов, сквозь выбитые заклепки внутрь прочного корпуса начала поступать вода. Оторвавшись от преследования, «М-111» направилась в базу и утром 25 апреля ошвартовалась в Очемчири.

Командование признало атаку «М-111» результативной, засчитав на счет подводной лодки еще одно потопленное судно. По послевоенным советским данным объектом атаки субмарины стал военный транспорт «KFK-84». В действительности катер (KFK, «Kriegsfischkutter» – военный рыболовный катер, водоизмещением 110 тонн) с таким обозначением потоплен советской авиацией 3 мая 1944 года в районе Севастополя. Подвергшийся атаке подводной лодки румынский транспорт «Ардял», шедший из Севастополя под охраной эсминца «Марашешти» и «шнельботов» («S-42», «S-47» и «S-51») на этот раз не пострадал.

Как и в прошлом походе подводникам не дали отдохнуть, уже вечером 26 апреля «М-111» направилась в район юго-западнее мыса Херсонес (позиция № 10). Вечером 4 мая, получив данные воздушной разведки в точке 43°54′ с.ш./ 32°12′ в.д. с дистанции 6 кбт подводная лодка атаковала конвой, разрядив торпедные аппараты по двум «створящимся тральщикам». В момент залпа на подлодке вышла из строя система беспузырной стрельбы на правом аппарате, и ее клапан пришлось открывать вручную; пока это делалось, субмарина подвсплыла, показав над водой рубку, и была замечена. Спустя 50 и 55 секунд после того, как торпеды покинули субмарину, подводники зафиксировали два взрыва, после чего «М-111» подверглась двухчасовому преследованию охотника «Uj-106», который сбросил на безопасном удалении от субмарины 66 глубинных бомб. Безуспешной атаке подводной лодки подвергся венгерский транспорт «Тисса»; данные советской стороны, что «М-111» потоплен охотник «Uj-2313» не соответствуют действительности, корабль погиб в Северной бухте Севастополя от огня артиллерии частей 4-го Украинского фронта. Днем 6 мая «М-111» прибыла в Очемчири. На этом ее участие в операции по освобождению Крыма так высоко оцененное командованием подошло к концу. 16 мая командир подводной лодки М.И. Хомяков был удостоен звания Герой Советского Союза. Учитывая прежние заслуги субмарины и ее экипажа, этим же указом звание Героя получил прежний командир «М-111» Я.К. Иосселиани.

В середине июля подводная лодка патрулировала район Констанцы (позиция № 21), но никого, кроме одиночного сейнера, который она не смогла атаковать 17 июля из-за его внезапного поворота, не встретила. Через два дня после возвращения субмарины в базу экипаж подводной лодки узнал о том, что их корабль награжден орденом Красного Знамени.

Завершением боевой деятельности «М-111» стал поход к Констанце (позиция № 41) во второй половине августа. К этому времени война на Черном море подходила к концу. 22 августа подводная лодка отказалась от атаки двух сейнеров, посчитав их судами-ловушками, а вечером 28-го из-за большого курсового угла не смогла атаковать одну из немецких подводных лодок, которая, впрочем, как и ее оставшиеся систершипы вскоре самозатопились у берегов Турции. Прибыв в базу «М-111» встала на капремонт.

17 августа 1953 года подводная лодка переформирована в ПЗС, но уже 2 октября 1954 года судно исключено из состава ВМФ и сдано на слом.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов