М-118

М-118

Заложена 29 октября 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под стапельным номером 288. 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре субмарина погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, для достройки и ввода в строй, где встретила начало Великой Отечественной войны. «М-118» находилась под командованием старшего лейтенанта (затем капитан-лейтенанта) Савина Сергея Степановича в составе Отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. 30 июня «М-118» вторично спущена на воду. На 1 июля 1941 года техническая готовность корабля составляла 93%.

7 августа 1941 года подводная лодка перешла в Севастополь, а 1 октября в Очемчири. 28 октября «М-118» вступила в строй, и 8 ноября 1941 года вошла в состав Черноморского флота.

21 февраля 1942 года, окончив курс боевой подготовки «М-118» вышла в свой первый боевой поход с задачей разведки в районе Ялты. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир 8-го дивизиона ПЛ ЧФ капитан 3 ранга Л.П. Хияйнен. Утром 26 февраля у мыса Айтодор подводная лодка обнаружила шхуну и открыла по ней артиллерийский огонь, но после того как через три минуты субмарина подверглась обстрелу с береговой батареи, она была вынуждена погрузиться. В середине марта «М-118» снова вела разведку у Ялты. На этот раз, обнаружив 12 марта одиночную шхуну, командир субмарины от атаки отказался из-за малой ценности цели. В середине апреля и начале мая «М-118» дважды выходила на патрулирование района у острова Фидониси (позиция № 32), но противника не встретила.

С середины июня подводную лодку привлекают к снабжению осаженного Севастополя, куда «М-118» сделала три рейса, доставив в город 18,5 (по другим данным 22,8) тонн боеприпасов, 6 тонн бензина и 4 тонны продовольствия, эвакуировав на Кавказ 18 человек и 800 кг груза. В первом транспортном рейсе утром 19 июня, когда подводная лодка возвращалась в Новороссийск, на нее спикировали 2 бомбардировщика «Ju-88». Разрывы 32 сброшенных бомб вывели из строя гирокомпас, на подводной лодке погасло освещение. В третьем транспортном походе «М-118» утром 28 июня спасла мичмана с эсминца «Безупречный», потопленного вечером 26 июня вражеской авиацией в 40 милях от мыса Аю-Даг. (Вместе с эсминцем погибло две с половиной сотни членов экипажа корабля и до четырех сотен бойцов и командира из состава 142-й морской бригады. Спасено было только три человека).

После навигационного ремонта, проведенного в Очемчири, «М-118» 4 августа вышла в район острова Фидониси (позиция 32), где в точке 45°38′ с.ш./ 29°58′ в.д. атаковала судно из состава конвоя. На подводной лодке слышали взрыв торпеды, которая взорвалась при ударе о дно. Сопровождавшие конвой румынские канонерские лодки «Думитреску» и «Гикулеску» в ответ сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины 18 глубинных бомб. Израсходовав боезапас, субмарина направилась в базу и утром 10 августа прибыла в Хопи.

В свой последний боевой поход «М-118» вышла 22 сентября 1942 года. Подводной лодке предстояло действовать в районе мыса Бурнас (позиция № 42). На связь она не выходила и в базу не вернулась. По данным противника днем 1 октября в бухте Жебрияны, юго-восточнее озера Шаганы подводной лодкой атакован конвой (болгарский пароход «Царь Фердинанд», немецкий транспорт «Зальцбург» под эскортом румынских канонерских лодок «Стихи» и «Гикулеску» и немецкого катера-тральщика «MR-7», прикрытие с воздуха осуществлял румынский гидросамолет «Cant-501-Z»), следовавший из Бугаза в Сулину. Торпеды поразили германский транспорт «Зальцбург» (1742 брт, по другим данным 1442 или 2257 брт), в трюмах которого перевозили 840 тонн марганцевой руды, груз пустых бочек, а так же порядка 2300 советских военнопленных и гражданских лиц. (Согласно советским источникам на борту судна были войска, техника и имущество из оккупированной Одессы). Транспорт затонул в точке 45°53,36′ с.ш./30°19,36′ в.д. (по другим данным 45°52,7′ с.ш./30°18,5′ в.д., 45°39,9′ с.ш./30°19,5′ в.д. или северо-восточнее бухты Жебрияны на траверзе маяка Будаки) на глубине 14 метров. Вместе с «Зальцбургом» погибло по разным оценкам от 1.200 до 2080 человек. Всего было спасено по разным данным 16-19 немцев, 26-47 румын и 132 советских советских граждан. Часть погибших похоронена местными жителями села Николаевка. (Сейчас на месте могилы заброшенный пустырь, памятника нет). Через 2,5 часа после атаки подводная лодка была обнаружена германским гидросамолетом, который сбросил на субмарину две авиабомбы. По его наведению подлодка была атакована румынскими канонерскими лодками «Стихи» и «Гикулеску», которые, сбросив 9 глубинных бомб (в 16.35-16.40), наблюдали затем масляное пятно и всплывшее обмундирование – характерные признаки гибели субмарины (по другим источникам явных признаков гибели субмарины не наблюдалось). Возможно, «М-118» пережила эту атаку и погибла несколько позже и в другом месте, так как нет достоверных сведений, что субмарина найдена на дне, хотя район ее предполагаемой гибели обследован несколькими экспедициями. По словам местных жителей недалеко от берега в районе мыса Бурнас (в 25 км от гибели «Зальцбурга») они видели на мелководье фрагмент подводной лодки (корма и винты). Если это так, то «М-118» стала жертвой немецкого гидросамолета «BV-138» из состава 3/SAGr.125, который атаковал и потопил подводную лодку утром 2 октября 1942 года. Вместе с «М-118» погиб 21 член экипажа.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов