М-119

М-119

Подводная лодка заложена 28 мая 1940 года под стапельным номером 292 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). К началу Великой Отечественной войны техническая готовность корабля составляла 85%. 26 июня 1941 года субмарина спущена на воду, но в сентябре в связи с тем, что завод перешел на выпуск танков, работы на корабле прекратили. Зиму 1941/1942 года подводная лодка провела в Камышине, где ее по пути в Астрахань застал ранний ледостав. В мае субмарина снова вернулась в Горький где начала подготовку к отправке на Северный флот. С корабля выгрузили приборы и механизмы и во время весеннего паводка, несмотря на то, что краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали, установили на железнодорожный транспортер. 18 июня эшелон по маршруту Горький – Котельнич – Вологда – Молотовск (ныне Северодвинск) отправился на Север, куда он благополучно прибыл 25 июня; в этот же день подлодка вошла в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ СФ. 26 июля 1942 года «М-119» вновь спущена на воду. Достроечные работы проходили на заводе № 402 в Молотовске, 20 октября 1942 года корабль вступил в строй. 1 ноября «М-119» перечислена в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ и 16 ноября 1942 года под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Колосова Константина Михайловича вошла в состав Северного флота.

После отработки задач боевой подготовки днем 31 декабря 1942 года «М-119» вышла в первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в Варангер-фьорде (позиция № 6). Боевой дебют субмарины обеспечивал командир 4-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. Встреч с противником не было, из-за сильного тумана подводная лодка почти все время патрулирования провела в районе зарядки.

Второй боевой поход «М-119» в Варангер-фьорд был отмечен торпедной атакой. Субмарина покинула Полярное вечером 14 февраля; на этот раз обеспечивал молодого командира офицер штаба бригады ПЛ капитан 3 ранга А.А. Петров. Днем 16 февраля «М-119» обнаружила вражеский транспорт, который вскоре вошел в гавань, где встал на якорь. По судну с дистанции 10-12 кбт были выпущены торпеды, а спустя минуту на субмарине зафиксировали взрыв.

Израсходовав боезапас, подлодка направилась в базу, по пути она была обстреляна береговой артиллерией противника с мыса Кибергнес. Вражеская батарея с небольшими перерывами вела огонь почти два часа, насчитав более полусотни попаданий 20-мм и не менее пяти 75-мм снарядов в рубку субмарины. Уже после того, как подводная лодка «затонула», следующим утром «место гибели» прочесал глубинными бомбами сторожевик «NKi-05».

Подводники наблюдали, как береговая батарея кладет снаряды «в белый свет». Тем временем подлодка удалялась от вражеского берега.

К сожалению, по прибытии в базу экипаж «М-119» ждало разочарование, по данным разведки обе торпеды не достигли цели. Одна взорвалась от удара о грунт, не дойдя до германского транспорта «Штурцзее» вторая выскочила на берег рядом с норвежским каботажником «Альта» (259 брт).

Застаиваться в базе лодке не пришлось; пополнив запасы и перезарядив торпедные аппараты уже вечером 19 февраля «М-119» вышла на патрулирование позиции № 6 в Варангер-фьорде. Учитывая тот факт, что в двух предыдущих походах подводная лодка не смогла добиться успеха, командира субмарины вновь обеспечивал капитан 3 ранга А.А. Петров. Противник не заставил себя долго ждать, утром 21 февраля «М-119» атаковала транспорт из состава крупного вражеского конвоя, направляющегося в Киркенес. Спустя 2 минуты после пуска торпед акустик подводной лодки зафиксировал взрыв, а через 13 минут, осматривая горизонт, командир субмарины наблюдал потерявшее ход окутанное дымом судно с дифферентом на нос. Через полчаса цель в перископ не наблюдалась, транспорт посчитали потопленным.

Противник по-другому оценивает результат этой атаки. Сопровождавший конвой сторожевик «V-6110» наблюдал обе торпеды шедшие по поверхности; среди составлявших конвой кораблей и судов («Вейсзее», «Драу», «Нарвик», «Сюзанне», «Алгол», «Клёверен», «КТ-3», «Пасвик» и плавбаза «Бали») потерь не было. Подводная лодка не преследовалась, и утром 22 февраля благополучно прибыла в базу.

Оба мартовских похода «М-119» в Варангер-фьорд были отмечены торпедными атаками, результатом которых, по оценке командования бригады ПЛ стало потопление двух судов противника суммарным водоизмещением 14000 тонн. Днем 4 марта «М-119» вновь атаковала угольщик «Штурцзее», а после полудня 21 марта у маяка Стуршер судно из состава небольшого конвоя шедшего из Киркинеса в Варде. Обе атаки были выполнены с большой дистанции (12-14 кбт), и торпеды, вероятнее всего, взорвались при ударе о грунт. И если первая атака даже была не замечена противником, во втором случае на подлодку были сброшены 3 глубинные бомбы.

Апрельские патрулирования «М-119» проходили в знакомом по предыдущим походам районе позиции в Варангер-фьорде. Первый поход неожиданно прервался вечером 9 апреля, когда в результате близкого взрыва невыявленного характера на субмарине вышел из строя перископ. Второе патрулирование состоялось в конце месяца. Около 10 часов вечера 25 апреля «М-119» покинула базу и через 18 часов заняла назначенный район. За шесть суток нахождения на позиции подводная лодка несколько раз обнаруживала потенциальные цели, но каждый раз командир субмарины по разным причинам отказывался от пуска торпед. Атака произошла у мыса Маккаур только вечером 1 мая, но суда немецкого конвоя были вовремя предупреждены о наличии подводной лодки кружившим над караваном самолетом «Bf-110». Подошедшие к месту обнаружения перископа «М-119», которое самолет обозначил сбросом топливного бака, корабли сопровождения (охотники «Uj-1207», «Uj-1208» и тральщик «M-343») сбросили на безопасном удалении от субмарины 16 глубинных бомб, часть разрывов которых подводники посчитали за признак поражения цели. В таких условиях наблюдать за результатом своих действий для командира подлодки равнялось самоубийству, победный доклад об итогах похода составлялся на основе услышанных взрывов.

После возвращения в Полярное «М-119» прошла месячный гарантийный ремонт; в следующий боевой поход в район Вардё – мыс Сейбунес (позиция № 3) с задачей снятия с вражеского побережья разведгруппы она отправилась только в ночь на 30 сентября. Пробыв в месте встречи неделю, подводная лодка так и не обнаружила условных сигналов с берега и ушла в базу. Тогда ни в разведотделе флота, ни в штабе бригады ПЛ еще никто не знал, что группа уничтожена, а ее радист работает под контролем противника. К счастью для подводников, немцы не смогли (или не успели) организовать засаду, которая чуть не стоила жизни экипажу «М-105».

Проведя навигационный ремонт, в ходе которого на субмарине был установлен стабилизатор глубины «Спрут» вечером 13 ноября 1943 года «М-119» вышла для действий в район Вардё – Конгс-фьорд (позиция № 1-«В»). В течение первых пяти дней патрулирования все цели, встреченные подводной лодкой были пропущены из-за невыгодных условий атаки. Пуск торпед состоялся только днем 19 ноября, когда «М-119» в районе Сюльте-фьорда разрядила торпедные аппараты по одному из (вероятно, норвежскому) судов конвоя. Спустя 55 секунд на подводной лодке зафиксировали взрыв, но при возвращении субмарины в базу ее действия подверглись критике руководства отдела подводного плавания штаба СФ, усмотревшее несоответствия в легенде схемы атаки и донесении командира ПЛ. Так или иначе, в штабе поражение цели подводной лодке засчитали, но отнесли ее в ранг поврежденных, а не потопленных.

Следующий боевой поход подводной лодки состоялся во второй половине января 1944 года в рамках операции «РВ-1». «М-119» предстояло действовать в Конгс-фьорде. Согласно инструкции на поход, субмарине запрещалось атаковать одиночные суда; только конвои, а таковых, кроме небольшого каравана, встреченного подводной лодкой утром 24 января, не было обнаружено. Из-за малой ценности объекта атаки конвой был пропущен.

Атаковать конвой, на этот раз караван «Ki-109-Rf», подводной лодке представилось возможным только в следующем патрулировании, которое проходило в пределах позиции № 21 в районе Сюльте-фьорда в конце февраля – начале марта 1944 года.. На исходе 3 марта «М-119» в точке 70°42,8′ с.ш./ 30°16,2′ в.д. из надводного положения разрядила торпедные аппараты по транспорту в 7000 тонн. По докладу командира субмарины, по крайней мере, одна из торпед, выпущенная с дистанции 14 кбт поразила цель; с подводной лодки наблюдали, как у борта судна вспыхнул столб пламени, а корабли охранения выпустили несколько сигнальных ракет. По возвращении в базу подводникам засчитали потопление цели, хотя по немецким данным атакованный «М-119» конвой потерь от атаки подводной лодки не понес.

В аналогичной ситуации прошла атака в следующем боевом походе в район Конгс-фьорда. Едва заняв позицию, в ночь на 31 марта подводная лодка обнаружила вражеский конвой и из надводного положения с дистанции 15 кбт выпустила торпеды по крупному транспорту. По возвращении в базу командир субмарины признал, что во время атаки не пользовался ночным прицелом, но вспышка взрыва наблюдалась, правда не у борта цели, а на шедшем следом сторожевике. Все же командование бригады зачло подводной лодке поражение цели, чего нельзя сказать о противнике; атакованный «М-119» конвой «Rf-113-Ki» (суда «Фалькенфельс», «Эспана», «Ирмтрауд Кордс», «Грете» и «Биви» под эскортом охотников 12-й флотилии) даже не заметил атаку подводной лодки.

12 апреля 1944 года командиром «М-119» стал капитан-лейтенант Кондратьев Венеамин Игнатьевич, до этого служивший старпомом «С-102», прежний командир «малютки» принял «С-51». Несмотря на смену командования, спустя всего восемь суток после назначения нового командира, подводная лодка направлена в район Конгс-фьорда (сектор «В») для действий в рамках операции «РВ-3», но спустя сутки из-за неисправности торпедного вооружения была вынуждена вернуться в базу. Подводной лодке потребовались сутки чтобы привести материальную часть в порядок, уже вечером 22 апреля «М-119» снова вышла в море для выполнения задания, но за все время патрулирования так и не смогла обнаружить противника.

Вернувшись в Полярное 30 апреля подводная лодка сразу начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот. 14 мая «М-119» была отправлена по железной дороге в Поти, куда благополучно прибыла через 25 дней. 8 июня 1944 года субмарина вошла в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ Черноморского флота. К моменту ввода корабля в строй боевые действия на Черном море закончились.

17 августа 1953 года «М-119» выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию; 2 октября 1954 года исключена из списков судов ВМФ и сдана на разборку.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов