М-122

М-122

Заложена 28 мая 1940 года под стапельным номером 291 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду, но в связи с началом войны сентябре 1941 года работы на ней прекратили, а перед ледоставом перевели для достройки в Баку (по другим данным в Камышин). Командовал кораблем старший лейтенант Бурденко Владимир Николаевич. В мае 1942 года подводную лодку вновь перевели в Горький для подготовки к отправке на Северный флот. Во время весеннего паводка (краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали) подводную лодку установили на железнодорожный транспортер и 15 июня отправили по железной дороге в на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск), куда он благополучно прибыла 23 июня. 1 августа 1942 года «М-122» вторично спущена на воду, 31 октября вступила в строй, вскоре ее зачислили в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ (до этого корабль входил в состав отдельного учебного дивизиона). 9 ноября подводная лодка прибыла в Полярный, и 25 ноября 1942 года вошла в состав Северного флота. 5 февраля 1943 года командование кораблем принял капитан-лейтенант Шипин Павел Васильевич.

В свой первый боевой поход «М-122» вышла вечером 13 марта 1943 года. Ей предстояло патрулировать район позиции № 6 в Варангер-фьорде. Утром 15 марта подводная лодка не смогла атаковать тральщик из-за большой дистанции, а спустя два с половиной часа по вине боцмана упустила конвой, «утопив» перископ. Несмотря на первые неудачи дебютного похода, он оказался результативным: вечером 16 марта у мыса Лангбунес одна из торпед «М-122» разорвала борт парохода «Йоханисбергер» (бывший французский «Лион», 4467 брт) с грузом 2042 тонн угля и 60 тонн дёгтя. Кораблям эскорта осталось только снять экипаж с гибнущего судна; оно затонуло через полтора часа в точке 69°58,5’с.ш., 30°03’в.д. Возможно, моральной компенсацией для противника послужила контратака больших охотников «Uj-1111», «Uj-1102» и «Uj-1106», которые сбросили 14 глубинных бомб на безопасном удалении от субмарины, а подводная лодка утром 17 марта благополучно прибыла в Полярное.

Второе патрулирование подводной лодки, как и предыдущее, проходило в пределах позиции № 6. Как и в первом походе, атака на одиночное судно днем 28 марта сорвалась, так как боцман «топил» перископ, угол упреждения был пропущен. Утром 29 марта «М-122» атаковала транспорт (по оценке командира субмарины в 6-7000 тонн) шедшего в охранении двух миноносцев и тральщика. Через 90 секунд после того как торпеды покинули субмарину, на ней зафиксировано 2 глухих взрыва. Цель посчитали пораженной. В ответ подводная лодка подверглась 3-х часовому преследованию охотника «Uj-1104», сбросившего по разным данным от 19 до 40 глубинных бомб. По данным противника, конвой, включающий в себя танкер «Лизелотте Эссбергер» и транспорт «Кифиссия» прибыл в место назначения без потерь. Данные о том, что жертвой этой атаки стал транспорт «Аякс» неверны; он потоплен в этот же день подводной лодкой «С-101».

В середине апреля «М-122» вновь патрулировала район позиции № 6 в Варангер-фьорде. Ближе к вечеру 17 апреля подводная лодка атаковала, по оценке командира субмарины, вспомогательное судно в 1500 тонн под эскортом тральщика. Через 13 минут после пуска торпед при осмотре горизонта в перископ атакованное судно не обнаружено; цель посчитали уничтоженной. По официальной советской версии торпеды подводной лодки отправили на дно норвежский ледокольный буксир «Пасвик» (237 брт), который на самом деле погиб 14 апреля в районе Киркенеса на советских минах. Атакованные подводной лодкой германский буксир «Гизелау» и сторожевик «NKi-09» только наблюдали следы торпед.

Вечером 12 мая «М-122» вышла в свой последний боевой поход. Подводной лодке предстояло патрулировать уже известный по предыдущим выходам район Варангер-фьорда. Утром 14 мая при переходе с позиции в маневренную базу в бухте Цып-Наволок для зарядки аккумуляторов «М-122» точке 69°56′ с.ш., 32°53′ в.д. была атакована и потоплена бомбами двух самолетов «Fw-190» из состава 14/JG5 (по другим данным атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Bf-109»). Через три часа подошедшие к месту гибели подводной лодки сторожевые катера «МО № 122» и «МО № 123» подобрали из воды труп помощника командира старшего лейтенанта И.И. Ильина с осколочным ранением в голову и руку. На «М-122» погибло 22 члена экипажа.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов