М-60

М-60

Заложена 25 октября 1937 года под стапельным номером 252 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком. 28 августа 1939 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре она была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, где 19 июня 1940 года вошла в состав Черноморского флота.

Начало Великой Отечественной войны «М-60» встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Кудрявцева Бориса Васильевича (принял командование субмариной в марте 1940) в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в гарантийном ремонте в Севастополе.

После того как 18 августа 1941 года «М-60» вступила в строй, она в сентябре 1941 – январе 1942 года несет боевое патрулирование в районах Сулины (позиция № 17), у мыса Олинька (позиция № 19) и на подходах к Одессе (позиция № 25). Кораблей противника встречено не было. В мае 1942 года «М-60» дважды выходила к Феодосии с задачей ведения разведки.

В конце июня 1942 года «М-60» пытались привлечь к снабжению Севастополя. В Новороссийске на субмарину загружены мины, противотанковые патроны и мясные консервы общим весом 7 тонн. Днем 22 июня в Новороссийске, когда подводная лодка с танкера «Передовик» принимала бензин в цистерну № 4 для доставки топлива защитникам крепости, на субмарине произошел взрыв его паров от искры рубильника. Из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Из центрального поста выскочили сильно обгоревшие люди, которые по приказу командира сразу бросились в воду. В этот момент старший техник-лейтенант А.П. Кокин вместе со старшиной группы электриков Глебовым, кинулись во второй отсек, где горели два ящика с минами, и выбросили их за борт. В результате аварии во II и IV отсеках взрывной волной продавило палубный настил, обгорела деревянная обшивка и получил повреждения ряд приборов и механизмов. Только благодаря самоотверженным и правильным действиям личного состава, пожар, возникший среди ящиков с минометными минами, был своевременно потушен. Из экипажа подводной лодки 6 человек получили ожоги различной степени тяжести.

После короткого аварийного ремонта в Очемчири «М-60» дважды выходила к Феодосии, но опять кораблей противника встречено не было.

В последний боевой поход «М-60» вышла вечером 16 сентября. В дальнейшем на связь она не выходила и на базу не вернулась. Как потом выяснилось, подводная лодка погибла 23-26 сентября 1942 года в точке 46°20,3′ с.ш./30°54,3′ в.д. на мине заграждения «S-33», выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года (260 германских контактных мин «UMB»).

Весной 1948 года в ходе послевоенного траления минных заграждений корпус подводной лодки был обнаружен в 7 милях к югу от мыса Большой Фонтан и в октябре 1950 года обследован на дне. «М-60» лежала на глубине 27 метров и имела повреждения в районе I отсека. Так как подводная лодка представляла опасность для судоходства, было решено поднять ее. В июле 1951 года «М-60» была поднята на поверхность. При осмотре субмарины были обнаружены навигационный журнал, кальки маневрирования за период 20-22 сентября и кальки перехода на позицию, выданные командиру субмарины в штабе подводных лодок. Последние записи в навигационном журнале были уничтожены водой и илом, но по косвенным данным удалось восстановить картину развития событий.

«М-60» заняла указанный район с опозданием на трое суток – только после 22 сентября. Подрыв на мине произошел днем, в 14.25, когда субмарина шла на перископной глубине. Все произошло достаточно быстро. Экипаж обедал. В результате взрыва мины в I отсеке над торпедным аппаратом образовалась пробоина, и за несколько секунд он был затоплен водой. Загерметизировать II отсек не удалось – внизу взрывом люк сорвало с петли и деформировало. Кроме того, между петлями люка попал комбинезон, очевидно висевший в первом отсеке. Вода стремительно прибывала, и личный состав был вынужден спешно перебраться в центральный пост. Вероятно, предпоследний из покидавших отсек, споткнулся о комингс люка, а следующий за ним захлопнул за собой крышку, так, что она закрылась на защелку, прищемив ногу товарища. В этой обстановке прекратить поступление воды в центральный пост не представлялось возможным. Часть людей сумели перескочить в IV отсек, остальные восемь человек во главе с командиром с пузырем воздуха выбросились на поверхность через рубочный люк. Так как до берега было 13 километров, до него никто не доплыл. Лодка упала на грунт, в IV и VI отсеках оставались люди. (Личный состав из V отсека перешел в IV). В IV отсеке люди отравились хлором, выделяемым аккумуляторной батареей. Они не успели даже израсходовать весь запас кислорода в приборах ИСА-М. В VI отсеке находилось три человека. Для выхода из затонувшей подводной лодки ими был частично затоплен отсек, опущен тубус, отдраена крышка входного люка (которая была только на защелке), открыт краник уравнивания давления, приготовлен буй и приборы ИСА-М, но открыть крышку входного люка даже при помощи лома они так и не смогли (одна из задраек задраивающего устройства была отломана).

На «М-60» погиб 21 человек. Останки тех, кого удалось найти в отеках затонувшей субмарины, были похоронены в Одессе.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов