Щ-303 «Ёрш»

Щ-303 «Ёрш»

Заложена 5 февраля 1930 года (строительный номер 201) на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. На церемонии закладки корабля присутствовал член РВС СССР, Начальник Военно-Морских Сил Р.А. Муклевич. 6 ноября 1931 года подводная лодка спущена на воду. 15 ноября (по другим данным 15 октября) 1933 года «Щ-303» вступила в строй и 25 ноября (по другим данным 9 ноября) 1933 года вошла в состав Морских Сил Балтийского моря. Первым командиром «Ерша» назначен А.В. Витковский, а инженером-механиком В.В.Семин.

В сентябре 1939 года «Щ-303» входила в состав 14-го дивизиона ПЛ КБФ. 27 сентября она стала участницей инцидента с пароходом «Металлист», который по официальной советской версии был потоплен неизвестной подводной лодкой в точке 59°34′ с.ш./27°21′ в.д.

В октябре 1939 года подводная лодка встала на капремонт, который проводился на заводе № 194 в Ленинграде. В феврале 1940 года командиром «Щ-303» стал старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Травкин Иван Васильевич.

Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ и стояла у заводской стенки, проводя швартовые испытания. Степень технической готовности корабля составляла 90%. 6 сентября 1941 года она вошла в состав 3-го дивизиона ПЛ, но смена аккумуляторной батареи и необходимость подготовки экипажа не позволили ей выйти в море в 1941 году.

1942 год стал годом активных действий «Щ-303» на коммуникациях противника. В ночь на 22 июня подводная лодка перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе субмарина подверглась сильному, но безрезультатному обстрелу береговой артиллерии противника.

4 июля «Щ-303» вышла в первый боевой поход (позиция № 6 — район остров Утё — мыс Ристна). На борту субмарины в качестве обеспечивающего в море вышел командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Гольдберг. Без особых приключений, если не считать кратковременную посадку на мель, «Щ-303» форсировала заграждение «Зееигель». Затем несколько дней подводная лодка не могла произвести зарядку батарей – вражеский противолодочный рубеж был достаточно плотен. 10 июля «Щ-303» атаковали сторожевые катера, а следующей ночью два самолета противника. К счастью, сброшенные ими бомбы хотя и упали в 15 метрах от подводной лодки, но не нанесли ей каких-либо повреждений.

12 июля у маяка Порккалан-Каллбода субмарина обнаружила одиночный транспорт-лесовоз и с дистанции 15 кабельтовых выпустила по нему две торпеды. Через одну минуту после выхода торпед на «Щ-303» услышали взрыв и посчитали судно потопленным, однако данных по результатам этой атаки у противника нет. Вскоре появившиеся сторожевые катера начали длительное преследование субмарины, но, к счастью, результатов не добились.

«Щ-303» продолжала двигаться на запад. 15 июля форсировав заграждение «Насхорн», субмарина заняла указанную позицию.

19 июля подводная лодка произвела атаку по конвою противника, но из-за большой дистанции торпеда до цели не дошла.

20 июля жертвой атаки «Щ-303» стал транспорт «Альдебаран» (7.891 брт), перевозивший части 7-й горно-стрелковой дивизии немцев. При взрыве торпед погибло три человека и трое ранено. Однако транспорт сумел сохранить ход и прибыть в место назначения, но до 1944 года он простоял в ремонте. Корабли сопровождения конвоя (тральщики 18-й флотилии «M-1805», «M-1806», «M-1807») контратаковали субмарину, сбросив на нее 23 глубинные бомбы, от взрывов которых на подводной лодке заклинило носовые горизонтальные рули, корпус в носовой части был поврежден, корабль сильно ударился о дно. Сначала этому не придали особого значения и после осмотра сочли повреждения легкими. Только вечером 23 июля, когда «Щ-303» попыталась выйти в атаку на отряд германских кораблей, обнаружилось, что из-за деформации корпуса крышки носовых торпедных аппаратов не открываются. Так как исправить повреждения в море было не возможно, а торпеды в кормовых торпедных аппаратах были израсходованы, «Щ-303» вынуждена была прервать патрулирование и 28 июля лечь на обратный курс.

При переходе в базу субмарина дважды касалась минрепов, а 30 июля подверглась атаке самолета противника. Злоключения «Щ-303» продолжались, когда 1 августа она прибыла в точку рандеву с эскортом для сопровождения в базу. Встреча так и не была организована. Прождав в Нарвском заливе шесть суток, «Щ-303» 6 августа подверглась атаке кораблей противника, получила дополнительные повреждения и вынуждена была начать самостоятельное движение в Кронштадт, куда она прибыла 9 августа, сразу встав на ремонт. Итогом похода подводной лодки было засчитано потопление двух транспортов противника.

Быстро введя свой корабль в строй, экипаж «Щ-303» в кампанию 1942 года успел сделать еще один выход в море. 1 октября в составе третьего эшелона ПЛ КБФ субмарина покинула Кронштадт, и, прибыв на Лавенсаари, вскоре направилась на позицию в район маяка Ландсорт (северная часть позиции № 11). Без особых проблем, форсировав противолодочный рубеж противника, 7 октября «Щ-303» вышла из Финского залива и в ночь на 10 октября была в указанном районе.

Категорический запрет на атаки шведских судов значительно сократил количество потенциальных целей, к тому же движение транспортов осуществлялось в основном шхерными фарватерами в шведских территориальных водах. Только 18 октября (по данным А.В. Платонова 17 октября) «Щ-303» произвела двухторпедный залп по транспорту из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв, столб огня и дыма. Преследованию субмарина не подвергалась.

Днем 20 октября «Щ-303» атакует одиночный транспорт. Вновь на подводной лодке были слышны взрывы, свидетельствующие о попадании торпед в цель. К сожалению, в обоих случаях успех «Ерша» зарубежными данными пока не подтверждается. Перезарядив торпедные аппараты и долив аккумуляторные батареи, «Щ-303» 2 ноября вновь выходит в атаку. Торпеды были выпущены в условиях 8-бального шторма, поэтому успеха добиться не удалось. Противник, скорее всего, даже не заметил атаки.

4 ноября субмарина выпустила три оставшиеся торпеды по конвою. По свидетельству людей, находившихся на мостике подводной лодки, с борта «Щ-303» наблюдалось попадание торпед в транспорт и один из кораблей охранения, но по зарубежным данным подтверждения успеха данной атаки опять нет. В некоторых источниках жертвой атаки «Щ-303» указывается шведский пароход «Лидинге» (5.855 или 5.842 брт), но это судно погибло 6 ноября 1942 года на британской донной мине в проливе Фемерн Бельт.

Израсходовав боезапас «Щ-303» начала возвращение в базу. Сравнительно легко преодолев противолодочный рубеж противника, подводная лодка уже 13 ноября ошвартовалась в Кронштадте.

Хотя успехи «Ерша» в ходе его второго похода не подтверждены ни стороной противника, ни Швецией, командование высоко оценило результаты, достигнутые подлодкой. 1 марта 1943 года «Щ-303» удостоена гвардейского звания.

Активные действия подводных лодок КБФ в 1942 году заставили немцев принимать ответные меры: были усилены противолодочные рубежи, дополнительно выставлены более 10 тысяч мин и защитников; в апреле 1943 года противник перегородил Финский залив двойной противолодочной сетью.

6 мая 1943 года «Щ-303» вышла в третий боевой поход с заданием занять позицию в устье Финского залива на линии остров Утё – маяк Ристна.

Неприятности начались еще на Лавенсари. Сопровождающий субмарину «БТЩ-210» подорвался на двух донных минах и получил значительные повреждения. Без особых приключений 12 мая «Щ-303» в районе банки Намси форсировала Гогландский противолодочный рубеж, а затем четверо суток находилась западнее острова Вайндло, не имея возможности зарядить аккумуляторные батареи. 17 мая «Щ-303» переместилась к маяку Кэри. Продолжив движение, подводная лодка имела несколько касаний минрепов, а вечером 19 мая попала в противолодочную сеть. Так как батарея разрядилась, «Щ-303» пришлось вернуться к Кэри. За все это время подводная лодка неоднократно обнаруживала противолодочные корабли противника, но ими замечена не была.

Вечером 21 мая произошел уникальный случай: акустик доложил о наличии кораблей противника. Вахтенный офицер Г.Н. Магрилов пошел доложить об этом командиру. В это время оставшийся один в центральном посту старшина трюмных машинистов Борис Галкин задраил переборочные двери, а дверь в выгородку радиостанции, где находились старшина радистов Алексеев и гидроакустик Мироненко, прижал ящиком. Галкин снял с койки товарища постельное белье, а затем подал в цистерны воздух высокого давления. Лодка всплыла. Открыв люк, он выбрался на палубу и начал наволочкой подавать сигналы кораблям противника. К счастью, Алексеев и Мироненко смогли вовремя отдраить двери. Срочно вызванный командир, не имея времени застрелить предателя, скомандовал срочное погружение. Заметившие «Щ-303» противолодочные катера подобрали из воды Галкина, а затем устроили подводной лодке настоящий ад, сбросив на неё более двухсот глубинных бомб. Оторвавшись от преследования «Щ-303» легла на грунт и до 1 июня накапливала ресурсы на обратный путь. За это время с подводной лодки было отправлено три радиограммы, где докладывалось об обстановке и обстоятельствах похода, в ответ было дано «добро» на возвращение.

Путь домой тоже не был легким. 7 июня на минах погиб охотник «МО-102» из состава эскорта. Получил повреждения второй охотник «МО-123». В ночь на 8 июня «Щ-303» прибыла на Лавенсари, 11 июня – в Кронштадт, выдержав в пути налет финской авиации. Учитывая то, что из пяти подводных лодок КБФ, пытавшихся преодолеть противолодочный рубеж противника в 1943 году на базу вернулась одна «Щ-303», возвращение подводной лодки явилось счастливой звездой для ее экипажа.

Во второй половине 1943 года «Щ-303» встала на капремонт, в ходе которого на подводной лодке установили ГАС «Дракон». За это время на субмарине произошли кадровые изменения: вместо капитана 3 ранга Травкина, назначенного командиром на «К-52», 9 марта 1944 года в командование «Щ-303» вступил капитан 3 ранга Ветчинкин Павел Петрович. Летом 1944 года ремонт был завершен. Подводная лодка приступила к отработке курса боевой подготовки. 3 октября при проходе ворот Купеческой гавани в Кронштадте «Щ-303» ударилась о стенку, погнув кронштейн и правый гребной вал, ограждение и баллер кормовых горизонтальных рулей. Устранение повреждений заняло 42 суток. За это время на субмарине вновь сменился командир. 13 ноября им стал капитан 3 ранга Филов Николай Александрович. Закончив докование «Щ-303» в начале декабря перешла в Турку, где после выхода Финляндии из войны базировались наши подлодки. 13 декабря в командование «Щ-303» вступил капитан-лейтенант Игнатьев Евгений Александрович.

Утром 17 декабря 1944 года «Щ-303» вновь вышла в боевой поход (сектор № 1 в районе Либавы). 20 декабря подводная лодка была в указанном районе. Слабая подготовка нового командира привела к тому, что при попытке лечь на грунт субмарина несколько раз ударялась о дно. 29 декабря «Щ-303» попыталась атаковать конвой противника, но была обнаружена и подверглась преследованию противолодочных кораблей. 1 января 1945 года силы ПЛО противника вновь бомбили лодку, причем при срочном погружении она снова сильно ударилась о грунт, повредив руль, киль и корпус. Через носовые топливные цистерны начала поступать вода, и субмарина вынуждена была покинуть позицию. 4 января «Щ-303» прибыла в Турку, где встала в док для ремонта, который продлился до 22 февраля.

24 февраля «Ёрш» вновь выходит на позицию. На этот раз в качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Г.А. Гольдберг. 5 марта «Щ-303» была в указанном районе (позиция № 1 у Либавы). Техническое состояние подводной лодки было достаточно низкое. Шумность механизмов и биение правого вала приводили к частым обнаружениям подводной лодки вражескими кораблями ПЛО. Все же «Щ-303» сумела два раза атаковать. 5 марта торпеды, выпущенные по транспорту из состава конвоя, прошли мимо цели. 8 марта на подводной лодке наблюдали взрыв торпеды, но зарубежные источники эту атаку не комментируют. По советским данным жертвой этой атаки стал немецкий ТР «Борбек» (6.002 брт), но он был потоплен ВВС КБФ северо-восточнее косы Хель 11 марта 1945 года. Смена позиции ни к чему не привела. В районе Данцигской бухты противолодочная оборона противника была так же плотной. 22 марта обнаружившие «Щ-303» немецкие сторожевики преследовали лодку до южной оконечности Готланда. 24 марта комдив принял решение возвращаться в базу. На следующий день субмарина прибыла в Турку, где простояла в ремонте до конца войны.

12 сентября 1945 года «Щ-303» выведена из боевого состава и переквалифицирована в учебную подводную лодку. 9 июня 1949 она получила обозначение «С-303». 11 сентября 1954 года субмарина разоружена, исключена из состава ВМФ и сдана на слом. В 1961 году разобрана в Ленинграде.


Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов