Щ-130

Щ-130

Заложена 7 августа 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 257. В 1935 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод № 202 (Дальзавод им. Ворошилова) во Владивосток, где производилась её окончательная сборка. 8 июня 1935 года корабль спущен на воду и 11 декабря 1936 года вошел в состав Тихоокеанского флота.

3 сентября 1943 года у острова Лисий в заливе Америка в ходе выполнения учебных ночных торпедных стрельб «Щ-130» (командир капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич) была таранена подводной лодкой «Щ-128» (командир капитан-лейтенант Кучер Аркадий Терентьевич). Авария произошла при следующих обстоятельствах: подлодки 12-го дивизиона отрабатывали ночные торпедные стрельбы. Одна из субмарин, принимавшая участие в учениях из-за повторной атаки поломала график времени атак следующих за ней субмарин.

Щ-130» в условленной точке ожидала в свой адрес сигнала о начале атаки. В то же время исходную позицию желала занять «Щ-128». После недолгих переговоров командиров «Щ-128» начала опасно сближаться с «Щ-130». Видя опасность столкновения Стеценко дал команду «Малый вперед», но было поздно. Начавшая движение «Щ-130» сумела только перенести удар с центрального поста на дизельный отсек. Двигаясь на малой скорости «Щ-128» своим форштевнем вспорола цистерну главного балласта в районе 46 шпангоута, прорезав прочный корпус «Щ-130» в метре от переборки главного поста. Ситуацию усугубило то, что поврежденная электропроводка подводной лодки накоротко замкнула ревун, длинный сигнал которого означал срочное погружение. По сигналу на «Щ-130» были открыты кингстоны и клапана вентиляции цистерн главного балласта, в результате субмарина врезалась в грунт на глубине 38 метров. В затопленном до верхней кромки дизелей V отсеке остались старшина группы трюмных главный старшина Орлов Иван Сидорович и командир отделения мотористов старшина 2 статьи Носик Василий Филиппович. Когда через 13,5 часов к месту аварии подошло спасательное судно «Находка», и на Щ-130 спустились водолазы, стало ясно, что на подъем корабля и спасение его экипажа потребуется еще около 5 часов. Моряки из V отсека понимали, что столько времени им не выдержать. Дышать было очень тяжело, отсек был залит водой и соляром из разорванной цистерны, его пары разъедали легкие. Когда в 22.33 в аварийном отсеке откачали воду, туда сумели подать гидрокостюмы и кислородные аппараты. Попытка кислородной резкой расширить отверстие, чтобы вывести людей из аварийного отсека завершилась трагедией. Они были настолько ослаблены, что не смогли включиться в аппараты и погибли от угарного газа. Остальные члены экипажа подводной лодки были спасены.Спасательные работы длились 67 часов 19 минут. Вскоре «Щ-130» подняли и отбуксировали к пирсу.

В марте 1944 года экипаж подводной лодки в полном составе переведен на Черноморский флот, где принял «Щ-209». С мая 1944 по июль 1945 кораблем командовал А.Т. Кучер.

9 августа 1945 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Александровского Абрама Ароновича в составе 12-го дивизиона 4-й бригады ПЛ ТОФа в Находке. В боевых действиях корабль участия не принимал.

10 июня 1949 года субмарина получила обозначение «С-130». 9 ноября 1956 года подводная лодка выведена из боевого состава, а 29 марта 1957 года разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию под обозначением «УТС-71» и поставлена на прикол в районе Находки. 5 октября 1958 года судно исключено из списков в связи со сдачей на разборку.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов