Щ-206 «Нельма»

Щ-206 «Нельма»

Заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 (им. 61 коммунара) в Николаеве под стапельным номером 1030. 6 ноября 1934 (по другим данным 1 февраля 1935) года подводная лодка спущена на воду и 14 августа (по другим данным 17 ноября 1936) года вступила в строй. 1 октября 1936 года «Щ-206» вошла в состав Черноморского флота.

Незадолго до начала войны подводная лодка принимала участие в маневрах флота и по уровню боевой подготовки числилась в первой линии. 22 июня 1941 года «Щ-206» встретила под командованием капитан-лейтенанта Каракая Сидора Алексеевича, который командовал кораблем с октября 1939 года, в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ в Севастополе.

В первый день войны лодка вышла в район Мангалия-Констанца (позиция № 4). В 03.30 28 июня с борта «Щ-206» была получена первая и последняя радиограмма – «Командиру 1 БПЛ. Возвращаюсь на позицию № 4. Кораблей противника не видел. Командир ПЛ Щ-206».

По данным противника «Щ-206» была потоплена румынскими кораблями 9 июля 1941 года в 8 милях восточнее Мангалии. Первым перископ подводной лодки обнаружила канонерка «Стихи», а затем в 13.56 миноносец «Налука» атаковал субмарину артиллерией и глубинными бомбами. В 19.30 подошедшие из Констанцы румынские торпедные катера «Вифорул», «Вителия» и «Вискулул» в 5 кабельтовых от места первого столкновения атаковали подводную лодку. После сброса глубинных бомб наблюдался сильный взрыв, после чего на поверхности воды появилось большое пятно соляра. По румынским данным подводная лодка погибла в точке с координатами 43°51,5′ с.ш./ 28°45′ в.д. По данным справочника А. Ёлкина и С. Курносова «Затонувшие суда Черного и Азовского морей» в 8,5 милях северо-восточнее Мангалии в точке с координатами 43°53.006′ N/ 28°46.757′ E на дне обнаружен объект, который может быть затонувшей «Щ-206».

До последнего времени считалось, что подводная лодка погибла на мине в районе Констанцы, либо была потоплена ошибочной атакой эсминца «Сообразительный» 26 июня 1941 года, когда он вместе с лидером «Харьков» возвращался после печально известного набега на Констанцу. Согласно этой версии, командир подлодки не знал об операции советских кораблей. Поэтому около 8.30 утра 26 июня он атаковал одной торпедой эсминец «Сообразительный». В ответ последний сбросил серию из 4-х больших и 8-ми малых глубинных бомб. Во время взрыва над водой показалась корма лодки, а затем на поверхности появились воздушные пузыри и пятна масла – явные признаки того, что бомбы поразили цель. Кроме того, утверждается, что погибший на мине в ходе набеговой операции на Констанцу лидер «Москва», на самом деле был потоплен торпедами «Щ-206», которая приняла советские корабли за румынские. Все это происходило в 60 милях восточнее Констанцы – за пределами позиции подводной лодки. Учитывая тот факт, что подводная лодка выходила на связь утром 28 июня, то есть спустя двое суток после данных событий, эта версия не соответствует действительности.

«Щ-206» стала второй боевой потерей черноморского подплава и первой погибшей подводной лодкой Черноморского флота в Великой Отечественной войне. На борту корабля в его последнем походе было 42 человека.

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов