Щ-117 «Макрель»

Щ-117 «Макрель»

Заложена 10 октября 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 226. Головная лодка серии. Секциями по железной дороге корабль перевезен на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке произведена его окончательная сборка. 15 апреля 1934 года подводная лодка спущена на воду, и 28 января 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Первым командиром подводной лодки стал Египко Николай Павлович.

В середине 30-х годов в стране широко развернулось стахановское движение. Подводники также не остались в стороне. 11 января 1936 года «Щ-117» покинула базу с задачей как можно дольше продержаться в море без пополнения припасов. Поход проходил в обычном режиме, только распорядок дня экипажа был сдвинут на 12 часов. Не обошлось и без нештатных ситуаций: в один из дней штормовые волны оторвали край стального листа. Нанося удары по корпусу корабля, он повредил кормовой лаз в надстройке и мог вызвать новые повреждения. В сложных условиях боцман П. Шаронов и краснофлотец А. Пекарский устранили неисправность. Спустя несколько дней на подводной лодке произошла самоотдача якоря. На этот раз ситуацию исправили В. Манышкин, Ф. Петров и Н. Смирнов. В дальнейшем из строя выходили рулевой привод и один из электродвигателей, но все неисправности были устранены силами личного состава.

20 февраля 1936 года «Щ-117» торжественно встречали в базе. Подводная лодка пробыла в плавании 40 суток, перекрыв проектную автономность в 2 раза. Корабль прошел 3.022 мили, при этом 315 миль было пройдено под водой. Дважды подводная лодка в подводном положении форсировала ледовые перемычки.

Вскоре о «энской подлодке Тихоокеанского флота» заговорила вся страна, а имена ее командира и членов экипажа не сходили со страниц газет. Опыт субмарины стал активно внедряться на всех флотах. В апреле 1936 года постановлением ЦИК СССР весь экипаж «Макрели» был награжден орденами. Командир субмарины Н.П. Египко и комиссар Сергей Иванович Пастухов были удостоены орденом Красной Звезды, остальные члены экипажа получили по ордену Знак Почета. Таким образом, «Щ-117» стала первым кораблем ВМФ СССР, который полностью состоял из орденоносцев.

1 мая 1936 года выступая по Всесоюзному радио Н. Египко заявил: «Товарищи, старые доблестные моряки – крейсеров «Изумруд», «Аврора», «Дмитрий Донской» и броненосца «Адмирал Ушаков» – участники Цусимского боя! Можете не сомневаться, Цусима больше не повторится!  Если враг сунется на священную землю Страны Советов с моря, мы будем бить его ничуть не хуже, чем в воздухе и на земле».

9 августа 1945 года «Щ-117» встретила под командованием капитан-лейтенанта Синецкого Петра Владимировича в составе 8-го дивизиона 3-й бригады ПЛ ТОФ в Советской Гавани.

С началом боевых действий подводная лодка вышла в боевой поход и заняла указанный район у берегов южного Сахалина (позиция № 9), но встреч с противником не имела и 20 августа была отозвана в базу.

10 июня 1949 года корабль получил обозначение «С-117».

14 декабря 1952 года 90-я бригада ПЛ, куда входила и «С-117» (командир капитан 2 ранга Красников В.А.), проводила плановые учения «Нанесение ударов по конвою противника группой подводных лодок при наведении разведывательной авиацией». Согласно плану учений, в них должны принять участие шесть субмарин бригады: «М-253», «М-277», «М-278», «С-117», «С-119» и «С-120». Подводные лодки делились на две группы, при этом «С-117» выходила в море несколько раньше других субмарин с целью ведения разведки и наведения на корабли условного противника «волчьих стай». В 11.35. 14 декабря «С-117» покинула причал в Советской Гавани. К 8 часам она должна была прибыть в назначенный для проведения учений район Татарского пролива с задачей передать на другие субмарины данные об отряде условного противника, которого изображал корабль-цель «ЦЛ-27», выходящий из Холмска. В дальнейшем «С-117» было предписано занять позицию близ Холмска для контроля выходящих из порта судов.

В 18.50 14 декабря на командном пункте бригады была принята радиограмма с «С-117», в которой командир субмарины докладывал, что на корабле вышел из строя правый дизель, и что корабль продолжает движение в назначенный район под вторым. В 20.25 оперативный дежурный штаба флота дал оповещение на корабли и суда флота об обнаружении в районе Холмска плавающей мины. Для ее поиска и уничтожения с рассветом 15 декабря было решено использовать «ЦЛ-27». В 00.25 15 декабря оперативный дежурный передал на корабли и суда уточненные данные координат мины, а спустя 41 минуту была получена квитанция с «С-117» на переданную радиограмму. В 03.15 командир «С-117» доложил, что правый дизель введен в строй.

По плану учений «ЦЛ-27» вышел из Холмска в 15.00 15 декабря. В это время в штабе ждали донесения с «С-117» об обнаружении корабля, но его не последовало. На требование в 19.00 донести свое место подводная лодка не ответила. В течение всей ночи с 15 на 16 декабря штаб бригады неоднократно запрашивал «С-117», но подводная лодка молчала. Не ответила она и на требование включить ходовые огни и вернуться в базу.

Наконец, когда в 01.00 17 декабря был дан сигнал «Конец учений», приступили к поиску «С-117». Подводную лодку искали до конца декабря надводные корабли, самолеты, подводные лодки. Осмотр западного побережья острова Сахалин проводили армейские части и пограничники, но никаких следов катастрофы (масляные пятна, обломки) обнаружены не были. Учитывая возможность столкновения подводной лодки с гражданским судном, был проведен водолазный осмотр и опрошены команды всех судов, находящихся в районе Холмска в период с 14 по 17 декабря. Особое внимание при этом было обращено на теплоход «Горнозаводск», который утром 15 декабря находился в районе перехода «С-117» на позицию, имея в это время 1,5-часовую остановку, причину которой ни капитан, ни члены экипажа объяснить не смогли. При водолазном осмотре судна были обнаружены вмятины в средней части днища судна длиною до 6 метров, а также отдельные разрывы боковых килей, явившихся следствием удара о металлический предмет. Только после докового осмотра днища теплохода версия о его причастности к гибели «С-117» отпала, так как металлический блеск обнаруженный в ходе проведения поверхностного водолазного осмотра мог быть результатом плавания судна во льдах. Также не получила развития версия Особого отдела об уводе подводной лодки экипажем в Японию или захвате ее американцами.

Специально созданная комиссия по расследованию причин гибели «С-117» доложила наверх следующие возможные причины катастрофы: неправильное управления подводной лодкой при погружении и при маневрировании под водой, неисправность материальной части лодки, либо ее столкновение с надводным кораблем.


Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов