БА-27М

БА-27М

К середине 30-х годов бронеавтомобили БА-27 сильно износились и почти все требовали капитального ремонта. Например, командир и военный комиссар 45-го механизированного корпуса комдив Борисенко в докладе об укомплектовании своего соединения от 8 января 1937 года сообщал: «11 машин БАИ и 21 машина БА-27 корпусу не положены. Учитывая отсутствие запчастей и ремонтных баз, а также то, что все машины БА-27 в течении ряда лет требуют капитального ремонта, прошу об изъятии».
Учитывая сильный износ БА-27, а также то, что к этому времени запасные части для АМО уже не производились, автобронетанковое управление РККА приняло решение приспособить эти бронеавтомобили для движения по железной дороге.
В 1936 году два БА-27 поступили в мастерские военного склада № 60 в Брянске. Здесь машины оснастили железнодорожными бандажами и домкратом с поворотным устройством при помощи которого машина вывешивалась при переходе на рельсы. Дополнительно на машине устанавливались специальное буферное и прицепное устройства, позволявшие ставить машину в хвосте железнодорожного состава или соединять две машины между собой. Буферное и прицепное устройства были выполнены в одном корпусе, подвешенном шарнирно на кронштейне, приваренном в кормовой части корпуса. При движении машины на железнодорожном ходу с помощью специальных хомутов производилась блокировка передних и задних рессор. Проведенные испытания броневиков, получивших обозначение БА-27жд (железнодорожный) прошли в 1937 году во 2-м полку бронепоездов и показали хорошие результаты. Скорость на железнодорожном ходу составляла 50 км/ч. Исходя из этого, предполагалось переоборудовать подобным образом все БА-27, превратив их в бронедрезины для сопровождения бронепоездов. К выполнению этой программы планировалось приступить с 1938 года, но время распорядилось иначе.
В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога) бронекорпус БА-27 установили на трехосное шасси ГАЗ-ААА. Переделки при этом оказались самыми минимальными — демонтировали задний пост управления, а в корме разместили дополнительный бензобак.
Новая машина, получившая обозначение БА-27М (М — модернизированный), успешно прошла испытания. Благодаря использованию нового шасси повышенной грузоподъемности (колесная формула машины — 6×4) на бронеавтомобиле БА-27М была увеличена толщина основных броневых листов до 8 мм, а также применены: четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; новая зависимая подвеска, состоящая из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры с реактивными штангами на передней оси и продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами на второй и третьей осях; два типа тормозов — механические (к тормозам передних колес) и гидравлические (к тормозам колес задней тележки).
Запасные колеса машины устанавливались вдоль бортов корпуса и вращались на специальных втулках. Запасные колеса использовались при преодолении бронеавтомобилем бугров, эскарпов и других препятствий, предотвращая опасность повреждения нижней части рамы шасси. Такая установка запасных колес была признана удачной и применялась как типовая на всех последующих трехосных бронеавтомобилях довоенного периода. Для увеличения проходимости на грунтах со слабонесущей способностью на колеса второй и третьей осей надевались гусеницы типа «Оверолл».
Электрооборудование машины осталось таким же, как на бронеавтомобиле БА-27.
Бронеавтомобиль БА-27М превосходил основную модель машины по проходимости и маневренности (преодолевал подъемы крутизной до 23° вместо 15° у бронеавтомобиля БА-27).
Масса машины БА-27М возросла до 4,5 т, но установка более мощного двигателя обеспечила скорость движения бронеавтомобиля по шоссе до 48 км/ч. Увеличение до 150 л емкости топливных баков позволило повысить запас хода бронеавтомобиля по шоссе до 415 км.
Таким образом, минимальными переделками неисправные устаревшие бронеавтомобили можно было превратить в боевые машины, вполне пригодные для эксплуатации в армии. Ознакомившись с результатами работ по БА-27М автобронетанковое управление Красной Армии приняло решение о модернизации всего имеющегося парка БА-27 и их передачи в состав разведывательных батальонов стрелковых дивизий, имевших большой некомплект бронеавтомобилей. Для скорейшего выполнения этого плана броневой ремонтной базе № 2 выделялось дополнительное количество шасси ГАЗ-ААА.
В сентябре 1937 года в войска поступили 24 БА-27М — по 8 машин получили разведбаты 3, 30 и 41-й стрелковых дивизий Харьковского военного округа, в октябре по 8 бронемашин поступили в 75 и 80-ю стрелковые дивизии, 7 в 23-ю. 2 в 25-ю, в ноябре — по 7 в 14, 49 и 84-ю и 4 в 25-ю стрелковые дивизии. Полностью переделка БА-27 в БА-27М завершилась к концу 1938 года.
Летом 1939 года 2 броневика БА-27М из состава разведывательного батальона 82-й стрелковой дивизии участвовали в боях с японцами у реки Халхин-Гол. Однако как отмечалось в документах эти бронемашины «являлись учебными, пулеметы на машинах были изношены, а к пушкам Гочкиса не имелось снарядов».
Осенью того же 1939 года 3 БА-27М в составе 177-го отдельного разведывательного батальона 122-й стрелковой дивизии 9-й армии участвовали в советско-финляндской войне. Вначале бронемашины использовались для разведки, боевого охранения и связи. Но затем, после контратак финских частей и отхода дивизии на восток, все три БА-27М были брошены из-за отсутствия горючего. Один из них финны восстановили в ремонтных мастерских в Варкаусе и использовали в качестве учебной машины вплоть до конца 1942 года.
Летом 1940 года в АБТУ РККА прошло специальное заседание, посвященное новой системе организации бронетанковых войск. В числе прочих вопросов обсуждались и проблемы использования устаревшей бронетехники. В докладе, направленном заместителю наркома обороны Маршалу Советского Союза Кулику 27 июня, по броневикам предлагалось «…снять с вооружения бронеавтомобили: БА-27, ФАИ, БАИ, БА-3, Д-8, Д-12, Д-13, использовав механизмы в качестве запасных частей к колесным машинам, корпуса реализовать через ОФИ как металлолом. Реализацию этого произвести по мере поступления бронеавтомобилей, оставленных на вооружении». Но, несмотря на это, БА-27М оставались в войсках вплоть до июня 1941 года.
К началу Великой Отечественной войны большинство этих машин входили в состав стрелковых частей Красной Армии. Так, типовая стрелковая дивизия штата 4/100 от 13 июня 1940 года имела разведывательный батальон (штат 4/126), в составе которого имелась автобронетанковая рота (кадр) с 10 средними бронеавтомобилями (из них 4 радийных). По штату полагались БА-6 или БА-10, но часто вместо них использовали БА-27М.
Имевшиеся в составе стрелковых дивизий приграничных округов БА-27М использовались в боях первых недель войны. При этом большая часть их была потеряна, большей частью по техническим причинам. Кроме того, боевая ценность машин снижалась из-за отсутствия снарядов к 37-мм пушке Гочкиса.
Из-за сильного износа БА-27 и их невысоких боевых характеристик, к концу лета 1941 года практически все они были выведены из состава разведбатов стрелковых дивизий и переданы в учебные части или ОСОАВИАХИМ. Тем не менее, из-за огромных потерь в бронетанковой технике, осенью 1941 года БА-27 использовались даже в составе танковых подразделений. Например, в 18-й танковой бригаде 5-й армии, прикрывавшей московское направление, к 10 октября 1941 года было два таких броневика. 21 ноября один БА-27 вместе с ремонтным взводом бригады прикрывал дорогу Тархово-Петровское. В бою с немецкими танками этот броневик «был подбит и сгорел вместе с экипажем». По состоянию на 30 марта 1942 года в танковых частях 5-й армии Западного фронта имелось 3 БА-27, правда все они требовали капитального ремонта. Скорее всего, это были одни из последних БА-27М, находившихся в боевых частях.
Рассказать друзьям
  •  
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов