СУ-76И

СУ-76И

В ходе боевых действий, начиная с зимы 1941-1942 годов, Красная армия взяла в качестве трофеев большое количество исправных немецких танков и самоходных артиллерийских установок различных типов, причем часть из них, в основном, — танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV и штурмовые орудия на их базе, использовалась в Красной армии по своему прямому назначению, но лишь в качестве временной меры — до первых неполадок или пока не заканчивались трофейные боеприпасы. Однако после победы под Сталинградом трофеи, и в том числе — бронетехника, оказались настолько велики, что появилась возможность не только более эффективно использовать уцелевшие немецкие боевые машины, но и ремонтировать слабо поврежденные. По донесениям трофейных служб после окончания Сталинградской битвы на ремонтные предприятия Наркомата танковой промышленности (НКТП) и Наркомата вооружений (НКВ) было доставлено более 300 немецких танков и САУ, что допускало создание на базе трофейной техники новых боевых машин, в большей степени удовлетворяющих потребностям Красной армии и лучше соответствующих требованиям поля боя. Самым массовым трофейным немецким танком являлся Pz.Kpfw. III. Поэтому 3 февраля 1943 года было принято решение о подготовке серийного производства штурмовой самоходной артиллерийской установки с 76-мм пушкой на шасси трофейного танке Pz. Kpfw. III. Однако поскольку смонтировать гораздо более габаритное советское орудие в башне Pz. Kpfw. III без очень существенных доработок не представлялось возможным, то конструкторам пришлось сразу же отказаться от башни в пользу неподвижной рубки.

Задачу создания новой САУ получили завод № 37 НКТП и ЦАКБ НКВ. В итоге на свет появилась новая самоходная артиллерийская установка, разработанная в январе — марте 1943 года в КБ Свердловского завода № 37 под руководством Г. И. Каштанова. В ее конструкции был учтен опыт создания предыдущей модели САУ СГ-122, также на трофейном шасси. Переделка базового трофейного танка заключалась в снятии башни и верхней части корпуса, установке новой коробчатой рубки, сваренной из броневых листов толщиной 35 мм в лобовой части и 25 или 15 мм по бортам и на корме. Все остальные элементы конструкции танка Pz. Kpfw. III остались неизменными. Сначала планировалось установить в новом САУ вариант 76-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая) (вариант дивизионной пушки ЗИС-3), на станке, закрепленном к полу, но подобная установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эту проблему удалось решить установкой вместо 76-мм дивизионной пушки качающейся части специального самоходного 76-мм орудия С-1, созданного для легких опытных самоходных артиллерийских установок Горьковского автозавода. От Ф-34 новая пушка отличалась наличием карданной рамки, позволявшей устанавливать его непосредственно в лобовой лист корпуса, освобождая, таким образом, полезный объем в боевом отделении. Уже 15 февраля 1943 года начальник отдела Главного Конструктора Наркомата танковой промышленности С. А. Гинзбург докладывал наркому И.М. Зальцману о том, что «… завод № 37 начал изготовление опытного образца 76-мм самоходной штурмовой пушки С-1…», а 6 марта опытный образец новой САУ вышел на заводские испытания. Новая САУ весила 22,5 тонны и передвигалась с типичной для немецких танков максимальной скоростью 40 км/ч. 20 марта 1943 года эта самоходная артиллерийская установка была принята на вооружение Красной армии под обозначением «С-1», но в годы войны она была более известна как «СУ-76И» («иностранная»).

Первые пять серийных САУ С-1 в начале апреля отправились в учебный самоходно-артиллерийский полк, дислоцированный под Свердловском, а уже с мая они, в составе самоходно-артиллерийских полков, стали поступать на фронт. Первое боевое крещение части самоходной артиллерии, вооруженные СУ-76И, получили на Курской дуге и активно использовались как в танковых, так и механизированных частях Красной армии. Так, к началу июля 1943 года в распоряжении 13-й армии Центрального фронта имелось 16 СУ-76И на трофейном шасси, а в 5-ю гвардейскую армию Степного фронта 2 августа 1943 года прибыл 1902-й самоходный артиллерийский полк в составе 15 СУ-76И. С 14 по 31 августа этот полк участвовал в пяти боях. За этот период советские самоходчики уничтожили 2 танка, 9 артиллерийских орудий, 12 пулеметов и до 250 человек солдат и офицеров противника.

Первоначально в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных СУ-76И использовали трофейные танки Pz.Kpfw. III, однако с августа, было организовано производство командирской САУ. Советские самоходчики полюбили СУ-76И за просторное и удобное закрытое боевое отделение, несмотря на то, что наличие одного люка (в 1943 году немецких шасси от танков Pz.Kpfw. III с эвакуационными бортовыми люками почти не осталось), затрудняло эвакуацию из СУ-76И в случае ее загорания.

Сборка самоходных орудий на немецком шасси продолжалась до ноября 1943 года включительно. В общей сложности на заводе № 37 было собрано 201 САУ С-1. Дальнейшее производство этих машин было нецелесообразно, поскольку уже летом 1943 года удалось наладить массовый выпуск отечественных самоходных артиллерийских установок СУ-76 на заводах № 37 и ГАЗ. Советская машина оказалась дешевле, лучше вооружена и не требовала дефицитных запчастей, которые для СУ-76И приходилось снимать с тех же трофейных немецких танков Pz. Kpfw. III. Поэтому уже в начале 1944 года в соответствии с распоряжением начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Федоренко Я.Н. все оставшиеся СУ-76И были переданы из боевых подразделений в учебные и заменены советскими САУ СУ-76М. В учебных танковых частях СУ-76И эксплуатировались до конца 1945 года.

Самоходная установка СУ-76И (С-1) была выполнена по традиционной компоновочной схеме с передним расположением отделения управления, и кормовым моторным отделением. Экипаж состоял из 4 человек. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Совмещенное отделение управления (оно же трансмиссионное), в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю. В боевом отделении справа от пушки размещался командир, слева впереди — наводчик, сзади него — на кожухе карданного вала — заряжающий. Рубка имела форму усеченной пирамиды с рациональными углами наклона броневых листов и крепилась к корпусу машины с помощью болтов. Броневая защита обеспечивала защиту от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Корпус и рубка — сварные, были выполнены из броневых катаных листов толщиной 10-мм, 15-мм, 25-мм, 30-мм, 35-мм и 50-мм. Броневая маска амбразуры пушки имела толщину 50-мм.

С июля 1943 года на качающейся броневой маске пушки стали монтировать «броневой отражательный щиток» для защиты от пуль и осколков зазора между подвижной бронировкой пушки и броневой маской амбразуры. Стык броневой рубки и корпуса машины усилили наварными броневыми накладками толщиной 10 мм. Посадка и выход экипажа осуществлялась через люк, закрывавшийся двухстворчатыми броневыми крышками и располагавшийся в кормовом листе и крыше рубки. Наряду с вырезом для входного люка, на крыше рубки имелись: лючки для установки панорамы Герца, командирской панорамы и флажковой сигнализации, а также был установлен броневой стакан антенного ввода. Для стрельбы из пистолета-пулемета ППШ в левом и правом бортах, а также в левой створке кормового люка рубки имелись отверстия, закрывавшиеся броневыми заслонками. Для этих же целей в лобовом листе рубки также имелось круглое отверстие, закрывавшееся броневой пробкой.

На 20 самоходных установках, выполненных в качестве командирских машин на крыше рубки справа, над специальным спонсоном, устанавливалась командирская башенка с входным люком, демонтированная с немецкого танка Pz. Kpfw. III. На этих машинах устанавливалась радиостанция повышенной мощности, что привело к сокращению боекомплекта к пушке. Кроме того, в бортах корпуса (в районе боевого отделения) внутри гусеничного обвода (при использовании базы танка Pz. Kpfw. III), имелись два аварийных эвакуационных люка закрывавшихся броневыми крышками.

Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в лобовом и левом бортовом листах корпуса имелись смотровые люки с бронестеклами «триплекс», закрывавшихся броневой заслонкой. Остальные члены экипажа вели наблюдение за полем боя, используя командирскую панораму ПТК и смотровые щели в лобовом и бортовых листах броневой рубки, оборудованные броневыми заслонками. Вооружение состояло из 76-мм самоходного орудия С-1, спроектированного на базе танковой пушки Ф-34. Углы вертикальной наводки пушки составляли от -5° до +15°, а горизонтальная наводка — 20°. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТМФД-7 и панорамные прицелы от 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3. В боекомплект установки входили 96 унитарных выстрелов со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой, бронебойно-трассирующим снарядом, кумулятивным снарядом, подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом, пулевой шрапнелью и картечью. Из-за отсутствия надлежащего количества танковых радиостанций, первоначально их устанавливали на каждую третью машину, но уже с середины мая радиостанции 9-Р монтировались на всех СУ-76И (С-1). В моторном отделении монтировался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Maybach» НL 120 TRМ жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с. Для доступа в моторное отделение в его крыше имелись четыре люка. В зависимости от модификации используемых шасси трофейных танков Pz. Kpfw. III на установке СУ-76И использовалась коробка передач и главный фрикцион «Maybach» двух типов: механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF SSG 77 Aphon (6 – вперед, 1 — назад) и сухой трехдисковый главный фрикцион с механическим управлением или же механическая безвальная 10-скоростная коробка передач «Maybach-Variorex» SRG 328-145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением (10- вперед, 1 – назад) и двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле.

Снаружи в передней части бортов корпуса в броневых картерах размещались бортовые редукторы. В систему подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, резиновые ограничители хода балансиров для всех опорных катков и гидравлические амортизаторы на крайних опорных катках. В конце июля 1943 года, по опыту применения СУ-76И на Курской дуге, для увеличения запаса хода их стали оснащать двумя внешними бензобаками, которые монтировались вдоль кормы на легкосбрасываемых кронштейнах. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км (емкость основного топливного бака составляла 320 л, внешних — 120 л.).

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных и трех поддержи­вающих катков с наружной амортизацией; задних направляющих колес с механизмами натяжения гусениц; передних ведущих колес со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатой гусеницы из 93 – 94 одногребневых траков шириной 360 мм с откры­тым шарниром.

Самоходные артиллерийские установки СУ-76И (С-1) во время Великой Отечественной войны не сыграли существенной роли, так как их количество было невелико, а эксплуатация в войсках затруднялась сложностью ремонта и отсутствием запасных частей и агрегатов.

САУ СУ-76И (С-1) была найдена поисковой группой «Экипаж» (г. Москва) в Домодедовском районе Московской области и передана в дар музею в феврале 2002 года. Реставрационно-восстановительные работы произве­дены в 2002 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться
error: Контент защищен от копирования !!!
Яндекс.Метрика KatStat.ru - Топ рейтинг сайтов